Уникальный памятник который мы потеряли


     В Каменском заводе существовал архитектурный памятник который был в единственном роде и о котором практически нет никаких сведений, неизвестно кто его поставил, когда поставил и для чего. Смутно, даже то когда он исчез. Но для начала выскажу только свою точку зрения.

     В свое время я достаточно много и долго путешествовал и по СССР и по странам Европы и как любой путешественник первым делом обращал внимания на религиозную архитектуру. Не секрет, что в любой стране лучшие и наиболее красивые объекты это объекты связанные с религией. Так уж повелось во всем мире.  Я человек не верующий и для меня многие объекты связанные с религией были первоначально лишены какого то внутреннего смысла. Ну красиво и...все!  Лишь позднее я стал замечать разницу в архитектуре и убранстве  церквей кирх, храмов, базилик, часовней. Простота и некая бедность протестантских  храмов и роскошь католических, Некая громоздкость  и тяжесть лютеранских и простота и в то же время и в то же какое то устремление вверх православных. Скульптуры западных европейских храмов и...практически полное отсутствие скульптурных групп в православных храмах  востока Европы. Это заинтересовало и заставило хотя бы немного восполнить пробелы в собственных знаниях.

     Оказалось, что православие многие годы назад пошло по пути поклонения святым через иконопись и отрицание объемного изображения человеческого тела, в то же время западные религии наследовали римские объемные традиции изображения человека. Вопрос этот очень сложен и я как профан не вправе рассуждать об истинности или ложности этих направлений. Оставим это нынешним богословам. Мне могут возразить, что объемные изображения есть и в православных храмах Москвы, Питера и других крупных  городов. Не отрицаю - есть, но это как правило храмы построенные в 19-20 веке или храмы построенные иностранными архитекторами. Не вдаваясь в дискуссию могу только спросить у оппонентов "где на Урале и в Сибири вы видели скульптурные изображения Христа, святых, ангелов и прочее?  Я не видел!  За одним редким исключением пермской уникальной деревянной скульптуры. Православие не признавало объемные их изображения.

     Пройдитесь по Уралу по сотням еще сохранившихся церквей и вы их не найдете как и не найдете даже старые фото исчезнувших церквей с подобными группами. За одним исключением - Каменского чугунолитейного завода, где перед входом в Свято Троицкий собор стояла на Торговой площади некая скульптурная группа. Спасибо великому Прокудину-Горскому который пусть издалека, но запечатлел эту группу.

    

     Я долго искал более детальную фото этой группы, но тщетно.  По воспоминаниям стариков это был обелиск в виде шпиля стоящего на массивном основании из которого шли колоны  которые подпирали плоскую плиту по углам которой стояли скульптурные фигуры ангелов. Из центра верхней плиты вверх стремил высокий шпиль увенчанный православным крестом. Лучшее фото которое мне удалось отыскать было более детально, но и оно полностью не детализировало памятник.  Когда поставлен этот памятник? Кто автор? Кто осмелился и дал добро на его установку при явно отрицательном отношении церкви к объемным изображениям ангелов?



     И мне повезло. В Пермском архиве сохранилось более детальное фото этого памятника, подобного которому нет на Урале. Что это? Творение Малахова или его учеников нахватавшихся некой западной заморской моды? Или более позднего залетного иностранного архитектора? И кто смелый из церковного причта дал добро на его установку перед входом в главный православный храм Каменского завода? В церковной литературе касающейся Свято-Троицкого собора нет никаких упоминаний о данном  памятнике. Как темно его возникновение так и темно его исчезновение. Как он исчез и когда, я могу только предполагать. И если бы он остался, то это был бы единственный на Урале элемент соединения православной традиции с элементами западной.