[font= Arial; color: black;][/font]



Причин
захвата земли в ближайшей округе Верхотурья были две. Об этом я уже упоминал.  Это естественная тяга крестьян к земле и
отсутствие  регулярного «кормления» жителей острога. Продовольственные
запасы и денежные средства из Москвы поступали крайне не регулярно и боярским
детям, стрельцам и монастырским насельникам необходимо было думать о выживании
в данных условиях. Факт владения землей позволял сдавать ее в аренду половникам оставляя при этом
часть урожая себе. И такую же возможность давал в первую очередь монастырь, приглашая
гулящих людей в монастырские половники. Они селились в монастыре по порядной
записи и могли уйти по истечении срока поряда. Они возделывали монастырскую
пашню, оставляя себе вторую часть урожая.  Но за них должны были поручиться не
менее двух лиц имеющих землю во владении. Здесь стоит заострить внимание на
личности посадского человека Варлаама Лошкина, который впоследствии сыграет
определенную роль в судьбе сыновей Фетьки. Но об этом позднее.

         

        Следующее упоминание о Фетьке относится к 1625 году:



 

РГАДА. Ф.214. Сибирский приказ. Д.10.
 КНИГА ВЕРХОТУРСКИМ ПОСАДСКИМ ЛЮДЯМ 1625/26 Г.

(л.85)

Список з гсдрвых с подлинных книг.
Книги гсдаря цря и великог кнзя Михаила Федоровича всеа Русии 134-г году
верхотурским посадцким людем и пашенным крстьяном сколко хто посадцких людеи
платит и чего гсдрва оброку и с пашен выделново хлеба и пашенные крстьяня
сколко хто пашет на гсдря десятинно[и пашни].

 …
Федка Отраднои. Оброку с нег 26 алтын 4 денги.
Да с пашни выделново хлеба:
(л.91) 6 чети с осминою ржи,
7 чети без четверика ячмени,
6 чети с осминою и с четвериком овса,
полосмины ярицы,
осмина с получетвериком пшеницы. 

 

       Здесь
так же нет упоминания о его семье ,
но семья несомненно была, т.к. возделывать пашни в одиночку невозможно ,
а
сведений о наличии у Фетьки половников, которые возделывали его пашни и
оставляли себе часть урожая также нет. 
Кроме этого в описываемое время 
при переписи применялся принцип подворной переписи, а не по душевой. 
Кроме этого предметом переписи является  размер дворового оброка,
поэтому члены семьи,
исходя из этого, не упоминаются. 


       Впервые имя старшего сына Фетьки Игнашки
упоминается в
Книге десятинной пашни Верхотурского уезда 1632 года  «Микитка
да Девятко Трубины, а в Ортюшкино место Мосягина Игнашка Отрадной пашут три
десятины с полудесятиною»

 

      
Из текста можно сделать вывод,
что сын Фетьки Игнашка в связи с отсутствием свободных пашенных земель
вынужден
пахать земли арендованные или временно пустующие. Из текста не видно
пашет ли Игнашка земли как половник, или земля ему дана в порядке замены
бросившего эту землю Масягина. Причиной создавшегося
положения, скорее всего, является появление у Игнашки своей семьи.

       В
данном
случае возможно очень грубо просчитать предположительные годы рождения
Игнашки и Фетьки
исходя из 18 летнего возрастного цикла. В переписи 1623 года Игнашки
нет, т.е. своего 18 летия он достиг в период 1623-1632 год. И год его
рождения находится в этом отрезке 1605 - 1614 год. Таким образом и по
тому же расчету его отец Фетька  мог родиться в 1587- 1596 году.
Возможно он прибыл в Верхотурье вместе со
своими родителями?  Но о них мы, к сожалению
,не имеем никаких данных. Это конечно весьма приблизительный расчет основанный на минимальном 18 летнем цикле.
В то же время, гипотеза о его приходе с родителями вряд ли
соответствует реалиям. Если были бы родители, то в переписях 1621 и 1623
года они бы присутствовали наряду с Фетькой или бы присутствовали его
братья. Но никаких упоминаний об иных Отрадновых, кроме Фетьки нет.  Думаю,
что к приходу в Верхотурье Фетька был одинок и вполне взрослым. Не
может же ребенок в возрасте от 1 года до10 лет прийти и осваивать новые
земли. И от предполагаемой максимальной даты  его рождения, думаю, можно
убрать еще  15 лет, т.е. примерный год рождения Фетьки  1581(1580-1582)
год. Отсюда его сын Игнашка вполне мог
родиться  в 1605 году и к 1632 году
обзавестись семьей, что принудило его искать временно свободные пашни и работать
на них на положении половника или по порядной записи в порядке замены. 


       Прошло всего четыре года и в
Книге десятинной пашни Верхотурского 
уезда 1636/1637 года мы вновь видим имена Федьки и Игнашки, мало того в
описи появляются Якунка и Гришка Отрадново. Они объединены в книге одной
фамилией, но кто они пока неясно. Они могут быть его братьями либо сыновьями. В
предыдущем абзаце я указал что Игнашка – сын Фетьки. Указал, это на
основании  того, что в период с 1623 по
1632 год  упоминаний о каком либо ином
Отрадном в переписях нет, за исключением самого Фетьки. Так же нет упоминаний о
дворах владельцами которых были иные Отрадновы. Отсюда логично предположить,
что Игнашка все таки сын Фетьки.

      Спустимся ниже по временной лестнице к переписи которая произведена четыре года спустя.

   КНИГА ДЕСЯТИННОЙ
ПАШНИ ВЕРХОТУРСКОГО УЕЗДА 1636/37 г.
РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.106.

(л.42)


 Книги верхотурским подгородным и Верхотурского уезду тагильским и
невьянским и новой Ницынской и Ирбитцкой слобод государевым царевым и великого
князя Михаила Федоровича всеа Русии пашенным крестьяном нынешнего 145-го году
хто имянем крестьяне и сколько хто государевы десятинной пашни пашет и сколько
у кого детей и братей и племянников и хто имяны крестьян призвано вновь и выбылых
крестьян место, которые крестьяне по государеву указу посланы на
житье в Томской город в прошлом во 141-м году.


И то писано с сих книгах имянно.

(л.43) Подгородных деревень крестьяне, государевы
десятинной пашни пашут.


 ...
Да во 144-м году при воиводе ж при Иване Еропкине да при подьячем при Иване
Селетцыне в Вер(л.53)хотурском же уезде заведена на речке Таицыне слобода
вновь. Крестьян в ту слободу призвано на льготу.


 ...
Фетке Отрадному пахать полдесятины.
...
(л.53 об.) Да в нынешнем во 145-м году при воиводе при Иване Еропкине да при
подьячем при Иване Селетцыне в Таицыну слободу крестьян призвано вновь на
льготу.

Игнашка да Якунка да Гришка Федоровы Отрадново. Пахать десятина.


        Перепись
ставит точку в родственных связях, все поименованные связаны одним -
будущим отчеством. Они все Федоровы, т.е. все они сыновья Фетьки. Теперь
мы имеем уже трех его сыновей Игнашку, Якунку, Гришку.

       Но, в этой
переписи мы подходим к  загадке таинственной  Таициной слободы.  К сожалению, поиски ее пока ни к чему не
привели. Я попытался связаться с о специалистами. По мнению московских
генеалогов  Таицына слобода была создана в 1635/36 году.
По порядку описания в крестьянских книга, очевидно, что она была выделена из
Верхотурского окологородья (подгородья). Видимо, ее название связано с
вогульским именем. В ясачной книге 1626 года в списке Туринской волости в юрте
на Салде реке значится Тюлявля Таицын, Микитка Таицын и Ермабатко Таицын. Салда
в данном случае - приток Туры (Прокопьевская). Возможно, где-то здесь  и
находилась Таицына слобода. Это примерно в 30 верстах от деревни Фетьки.

       Есть и иная точка зрения.  Таицина слобода могла стоять ниже по
течениюТуры на Нице.  Это достаточно далеко, но вполне возможно.
Подтверждением этой точки зрения в последствии будет  уход этих сыновей в
деревню Ондроново. Логично предположить, что освоив земли в Таициной
слободе сыновья нашли "вольные" земли находящиеся в районе Ондроново.
Кроме этого прочтение записей в их написании представляет определенную
трудность. Я не имею ксерокопии данной записи. Запись получена уже
расшифрованной, поэтому вынужден допускать и такую точку зрения. Есть
еще один довод. Само основание Ницинской слободы совпадает с временем
записи. Сейчас я не буду приводить  все за и против, хотя больше
склоняюсь к первому варианту. Главное в другом - впервые определились
трое сыновей Фетьки. 

     
В следующей переписи 1639 года Таицина слобода не только упоминается,
но идет отдельной переписью. Интересно все же где она находилась? В
доступной литературе, исключая сам первоисточник, она нигде не
упоминается.


 КНИГА ИМЕННАЯ Таициной слободы 1639

РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.43.
(л.57)


 Книги имянные верхотурским подгородным и тагильским
и невьянским и ницынским и ирбитцким и новой Таицыны слободы
пашенным крестьяном, которые пашут государеву десятинную пашню
и в государевы житницы платят оброчной хлеб, нынешнего 148-го
году, и которые крестьяне призваны на лготу.


 ...
(л.66) Новые Таицыны слободы крестьяне, которые названы
вновь на льготу в прошлом во 144-м году, а выидут изо льготы в
149-м году:

 
...
Федка Отраднои.


 ...
Ивашко Долгои и Федка Отраднои с това(л.66 об.)рыщи три
человека взяты по старине в посад, потому что посадцких людеи
мало, а службы им болшие.


...Да в прошлом во 145-м году в Таицыну ж слободу названо во
крестьяне на льготу (до 150-го года):

Игнашка да Якунка да Гришка Отрадново.


        Из
текста следует, что Фетька в 1635 был призван на пятилетнюю льготу в
Таицину слободу которая заканчивается у него в 1640 году, однако по
старости  он взят в посад. Таким образом в период 1637 по 1639 год
Федька уходит из села, а его сыновья Игнашка, Якунка, Гришка  призванные
на льготу годом позже  продолжают льготные года которые закончатся у
них в 1641 году. Даты для нас важны, так как исходя из них можно
утверждать что до 1637-1639 года отец и сыновья проживали в деревне
Отрадное, а в последующие два - три года там оставались только сыновья.
Ранее мы предполагали примерной датой рождения Фетьки 1580 - 1582 год.
Уход его в возрасте примерно 60 лет вполне укладывается в первоначальный
расчет.

       
          
Интересные были события, которые предшествовали уходу Фетьки в посад.
До 1636 года Фетька практически постоянно проживал в своей деревне и в
посад скорее всего наведывался только по особой нужде, расстояние до
посада достаточно приличное, хозяйство и детей не бросишь да и пашни
надо пахать.  Так бы все и продолжалось, если бы не указ 1632 года
Государя Алексея Федоровича о направлении пашенных крестьян с Туры,
Нейвы, Тагила количеством 80 семей с женами и детьми в оскудевшую
крестьянами Томскую слободу.  И предписывалось верхотурскому воеводе
Ивану Еропкину и Ивану Селетцыну  вместо сих крестьян выбылых на Томский
острог набирать на их десятинные пашни и дворы чтобы не были они в
пусте других крестьян и вольных и охочих людей. А так как в Верхотурской
слободе таких нет, предписывалось указом 1634 года поморским воеводам и
приказным людям в тех городах призвать на Верхотурье вольных и охочих
людей в пашенные крестьяне и прислать их на Верхотурье с женами и детьми
и со всеми их животы с нарочными с кем пригоже.
          Положение
осложнялось еще тем, что в 1636 году выгорело Верхотурье почти дотла. И
попал Фетька под этот царский указ, видно пригож он был в качестве
нарочного для Ивана Еропкина. И не он один, вдвоем с Ивашкой Лаптевым.  
Приведу фото книги  известного пермского историка 19 века Шошонка о
поездки Фетьки нарочным в поморские города за набором.




           
Таким образом, на зиму 1636 года уехал Фетька с Ивашкой Лаптевым за
новым набором. Видно хорошо и удачно съездили, что после забран был
Фетька из деревни в острог т.к. "посадских людей мало а службы им
большие". На этом и закончилась деревенская пашенная жизнь Фетьки.


        Проходит
двенадцать лет и в переписи 1651 года подгородних крестьян мы видим
вновь Якунку и Гришку, но спустя 4 страницы появляются новые Отрадновы -
Васька и Ивашка. Вновь вопрос. А кто они? Братья или сыновья ранее
указанным?



ПЕРЕПИСЬ крестьян подгородных 1651

Переписная книга пашенных и оброчных крестьян Верхотурского уезда
(1651/52 г.)


 (л.3) Книги имянные верхотурским подгородным и тагилским и невьянским и
ницынским и ирбитцким и арамашевским и новых усть ирбитцкой и белослудцкой
слобод пашенным и оброчным крестьяном которые пашут государеву десятинную пашню
и в государевы житницы платят оброчном хлебом нынешняго 160 году и которые
крестьяне призваны на лготу


 Подгородные пашенные крестьяне


...
(л.7 об.) Якунка да Гришка Отрадного да подрятчик их Офонка Иванов устюжанин


...
(л.11 об.) Васка да Ивашко Отрадного       


    
Надо отметить еще две особенности переписи. Нет упоминания Фетьки, но
ответ прост - в переписи указываются только подгородние крестьяне, в ней
нет упоминания о крестьянах живущих в остроге. К тому же в 1639 году
Фетька, как мы знаем ушел в острог и ему уже к 1651 году порядка 70
лет.  Жив ли он еще?

     Второй особенностью является отсутствие в переписи
старшего брата - Игнашки. Идентична перепись 1656 года


КНИГА ИМЕННАЯ Подгородние крестьяне 1656

(РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.341). 1656/57 г.


(л.67) Книги имянные верхотурским подгородным и тагильским и невьянским и
ницынским и арамашевским и устьирбитцким и белослудцким слобод пашенным и
оброчным крестьяном которые пашут государеву десятинную пашню и в государевы
житницы платят оброчной хлеб нынешняго 165-го году.



Подгородные пашенные крестьяне.

 ...
(л.70)
Якунка да Гришка Отрадново да подрятчик их Офонка Иванов Устюжанин.


 ...
(л.72 об.)
Васка да Ивашко Отрадново.   


 
Заматерели Отрадновы, встали на ноги, у них и подрядчик Устюжанин
появился, но вопросы поставленные ранее остаются. Кем же приходятся
Васька и Ивашко Якунке и Гришке?  То что Васька и Ивашко братья, это
несомнено, но какое отношение они имеют к последним?



КНИГА ИМЕННАЯ 169 год 1659

РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.418. (1660/61)


(л.17) Книги имянные верхотурским подгородным и тагильским и невьянским и
ницынским и арамашевским и ирбицким и устьирбицким и белослуцким слобод
пашенным и оброчным крестьяном хто имянем и сколько пашет государевы десятинные
пашни и в государевы житницы платят оброчного хлеба старово окладу и что по
указу великих государей и по тобольской росписи новоприбавочной пашни пашут же
и оброчного хлеба платят нынешнего 169-го году.


Подгородные пашенные крестьяне.

 ...
(л.19 об.)
Якунка Отрадной з детьми: с Ывашком да с Ывашком же да с Омелькою, да брат иво
Гришка з детьми: с Ывашком да з Гришкою, да подрядчик их Офонка Иванов сын
Нагаив с сыном з Гришкою да с пасынком с Родкою.

...
(л.22 об.) …

Васка Отрадново з детьми: с Ярасимком, з Галахтионком, да з братьями: с
Ывашком, с Куземкою…

      
Ответ
мы находим в следующей переписи помещенной ниже, к ней мы еще в
дальнейшем вернемся в части детей лиц в ней упомянутых. Сразу надо
оговорить, что в перепись не вошли жители посада и касается она только
лиц живших на подгородных землях. Ценна она тем, что здесь впервые
упоминаются отчества.  Гришка сын Фетьки, так как описан как Федоров.
Такая же ситуация с Васькой. Он тоже Федоров и является четвертым сыном
Фетьки.  Исходя
из этой переписи и прежних переписей теперь можно точно установить, что
Игнашка, Якунка, Гришка  сыновья Фетьки.  Ранее мы только предположили о
том, что Васька, Ивашка, Куземка являются братьями,теперь мы точно
уверены в этом. Помните последнюю строку предыдущей переписи:
    "Васка Отрадново з детьми: с Ярасимком, з Галахтионком, да з братьями: с
Ывашком, с Куземкою…"
 
        Интересны
последние строки упоминающие уже сына Якунки Ивашку, а так же сына
Игнашки Родьку. Но самого Игнашки  в книге Верхотурских подгородних и
слободских крестьян уже нет. Он или умер или ушел за пределы
Верхотурской слободы. Есть предположение что Игнашка ушел вверх по
Сосьве в Гари, где в 1710 году обнаружатся потомки Отрадного.



[c]ИМЕННАЯ КНИГА Верхотурье год не установлен орентировочно  1675

(РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1026).

(л.244)


Книги имянные верхотурским подгородным и Верхотурского уезду слободским
пашенным и оброчным крестьяном хто сколко великих государей десятинной пашни по
окладу пашет и оброчного хлеба в городские и в слободские житницы платят.


 Подгородные пашенные крестьяне.

 ...
(л.258 об.)
Васка Федоров Отрадной з детми...

 ...
(л.261 об.)
...
Гришка Федоров Отрадной...
Ивашко Яковлев Отрадного з детми...


...
(л.267)
...
Родка Игнатьев Отрадной з детми...


      На 
этом можно было поставить точку в поиске детей Фетьки Отрадного. Они
найдены. Это Игнашка, Якунка, Гришка, Васька, Ивашка и Куземка. Сразу
можно сказать, что младший  сын Куземка в дальнейшем больше нигде не
упоминается, скорее всего он умер молодым, так и не обзаведясь семьей и
не оставив после себя потомков. Особы женского пола (дочери) в указанных
переписях не встречаются, хотя естественно они и были. На этом я закончу
первую часть своих исследований и перейду ко второй "Сыновья Фетьки".
Это уже Петровский 18 век.
[/c]