09:37
Мост через Каменку
Исторические справки
и просто интересные сведения  по зданиям, объектам и людям
Каменского завода не претендующие на всю полноту изложения

 
 
 



   С самого основания Троицкой заимки, в последующем получившей название поселок Каменский завод, мост через речку Каменка имел большое значение не только для поселка, но для всего Зауралья. Расположен он был на Арамильской, позднее Московской  дороге которая связывала хлебное Зауралье с промышленным Уралом. На схемах и картах 18 века он уже присутствует. Какой он был, к сожалению сказать нельзя, чертежи его не существуют и даже поздних фотографий не  сохранилось. Расположен он был на весьма неудобном месте, сразу за ним начинался крутой Воронятский овраг отделяющий ближние рудники от самого поселка и являющийся прямым путем доставки на завод руды. С наступлением половодья вешние воды стекали по оврагу к реке, увлекая за собой куски руды упавшие с повозок и зачатую проезд был весной попросту невозможен, поэтому многие в 19 веке предпочитали проезд либо через плотину с выездом к Собачьему бору через деревеньку Калуха, либо зимой по Новой улице через Разгуляй и по льду на слиянии к деревне Байново. Остатки этих дорог еще кое где сохранились.

     К концу 19 века положение осложнилось по причине запрета складирования навоза и мусора на территории поселка и отведения места в Собачьем бору для его свалки. Это еще более ухудшило проезд по оврагу, т.к. на свалку везли и сжигали там не только навоз и мусор, но и трупы падших животных. В качестве "санитаров" для закапывания останков животных и сжигания мусора в качестве наказания привлекалась буйная заводская молодежь. О создавшемся положении неоднократно в 1896 году писала Екатеринбургская неделя. В довершение всего мост систематически смывало при весеннем открытии шлюзов на плотине.

      Озаботившись создавшимся положением Камышловская уездная управа приняла решение о строительстве капитального моста в поселке Каменский завод. Скорее всего проект строительства был взят типовой без привязки к конкретной местности, и на него было выделено 18 563 руб.14 коп. Работы начались в 1902 году и продолжались два года. В 1903 году мост был построен и сдан. При сдаче  Ревизионная комиссия не согласилась с отсутствием покраски моста, что было произведено и  вызвало его удорожание на 404 руб.23 коп. Мое утверждение о типовом проекте без привязки к местности вызвано дополнительными работами которые строители были вынуждены произвести, а именно:

1. Устройство объездного пути на время строительства моста, что вызвало его удорожание на 330 руб.28 коп.
2. На устройство съездов с насыпи для доступа к придорожным усадьбам и 10 мостиков, что вызвало его удорожание на 404 руб.23 коп.
3. На мощение проезжей части моста,что вызвало его удорожание вместе с материалами и работой на 604 руб.57 коп.
4. Расчет потребности в цементе в пропорции 1:3:5 оказался неверен и строители использовали вместо 12 бочек цемента на одну куб. сажень бетона 14 бочек, что вызвало его удорожание на 264 руб.93 коп.
5. Добавлялись мелкие работы, что вызвало его удорожание на 470 руб.57 коп.

     Таким образом мост обошелся казне  в 20 826 руб. 62 коп. вместо запланированных 18 563 руб.14 коп. С этих пор мост исправно служит 113 лет без каких либо крупных ремонтов его опорной части. В конце 50-х проезжую часть моста расширили, дорогу по оврагу закатали в бетон, а склоны его украсили дерновым покрытием в виде квадратов. Весь город выходил на бетонирование дороги и облагораживание склонов, работали буфеты играла музыка, автомашины подвозили дёрн, школьники и горожане его укладывали и это был городской праздник, так он и остался в моей памяти.

 
Категория: Исторические справки | Просмотров: 1528 | Добавил: nebel23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
00000
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: