15:01
Набросок (неоконченный) к фильму о каньоне реки Исеть.
План
интервью по истории 19 и 20 река каньона р.Исети
в пределах городской черты. часть 1




Известно, первые фотографии каньона реки Исети и в частности поселка Каменский завод сделал в период 1909-1910 год Сергей Михайлович Прокудин-Горский.  Меня всегда занимал вопрос: что занесло его в период фактического бездорожья на Исетскую дорогу, в маленький поселок Каменский завод, затем в безвестное села Колчедан, Катайск, Долматова и наконец в заштатный городок Шадринск. Тем более нормальных проезжих дорог между Камышловым и Синарской-1 и тем более между Екатеринбургом и той же Синарской-1 не было. А путешествовал он в выделенном Николаем Вторым железнодорожном вагоне с погруженном на платформу автомобилем Форд. В вагоне была своя фото-лаборатория, где как он писал, приходилось проявлять пленку и сразу переснимать забракованные фото. Отсюда и второй вопрос: где же находился вагон Прокудина, ведь линия Синарская 1 – Шадринск запущена только в 1913 году. Вагон мог стоять в Екатеринбурге или Камышлове, что учитывая расстояние  мало вероятно. А вот железнодорожная станция Синарская 1 – это вполне возможно, при существующей тогда железнодорожной линии Камышлов-Синарская-1.

 Отгадка на первый вопрос пришла лишь несколько лет назад с сообщением мне известного в Зауралье краеведа Михаила Телякова. В селе Тамакульском жил родной брат Сергея Михайловича Александр Михайлович Прокудин Горский.  А проехать в Тамакуль  проще всего было с Синарской 1 по разбитому Исетскому тракту. В этом и причина детальных съемок Каменского завода.  Он стоял как раз на дороге в Тамакуль.  А вот где стоял вагон-лаборатория это уже предмет дальнейшего исследования. Возможно и на Синарской-1. К сожалению конкретный маршрут Сергея Михайловича и даты посещения уральских мест до сих пор не исследованы.

Александр Михайлович был расстрелян в числе 53 жителей села  одним из отрядов будущего 253 полка «Красные орлы» в окрестностях села Тамкуль в 1918 году при подавлении крестьянского  восстания. Я об этом писал на страницах своего сайта.


Но вернемся к  Исетскому  каньону и воленс нолленс  к фотографиям Прокудина.  Если спуститься сегодня с автобусной остановки «Сады» вниз к Исети , к перекатам и радоновому  ключу, то внизу на месте перекатов стояла в конце 19 века плотина с вешняковым и рабочими спусками. Мельница была большая 6 –и этажная из красного кирпича. Принадлежала эта мельница жителю Екатеринбурга Василию Саввичу Жирякову и его жене Ефросинье. Богатый человек был Василий, кроме этой он имел мельницы в Калюткино, там же  льно-прядильную фабрику и новую фабрику в Черноусово.  Жизнь его семьи это отдельный детективный роман.  Он даже  съездил в Европу и впервые на Урале заменил на своих мельницах жернова на более прогрессивную технологию  вялцев.  Умер он в десятых годах 20 века, а его мельница простояла  еще 20 с лишним лет и была в Каменске первым пристанищем для спецпоселенцев  прибывших на строительство завода имени Ивана Кабакова (СТЗ). С началом строительства СТЗ и позднее вагоно-ремонтного завода мельницу разобрали и возможно старые здания СТЗ и ОЦМ частично сложены из кирпичей этой мельницы.
      Луг ниже мельницы по течению Исети использовался в конце 30-х годов как место летних пионерлагерей, а позднее как приусадебное хозяйство ОЦМ.

Выше развалин Жиряковской мельницы в середине 20 века в березовой роще стояла больничка завода ОЦМ, где работали известные  врачи Ася Петровна Радионова и уникальный по тем временам врач игло терапевт Карелин. Этой больнички давно уже нет.


Ниже луга за небольшим речным поворотом стояла  Карабатовская мельница.  Она есть на фото Прокудина, где человек сидит с удочкой на берегу реки и сама фотография Карабатовской мельницы с небольшим мостиком.  Сведений о самой мельнице и ее владельце практически нет. Мельница была небольшая и ныне уничтожена. Сегодня на ее месте затопленный  щебеночный карьер, а на месте мостика большой автомобильный мост, карьер перебрался на другой берег Исети, и ныне угрожает уничтожением скалы  «Мамонт».



Спустимся еще ниже по каньону к деревне Бродовской, до 1897 года деревня Бродовка. Церкви деревня не имела,  хотя жители неоднократно высказывали намерения  ее строить, однако клир Свято-Троицкой церкви всячески препятствовал этому опасаясь оттока верующих.
 До постройки Волковской плотины у деревни был брод через Исеть и от него начиналась Шамаринская дорога, остатки которой существуют до сих пор. Название Шамаринская дорога получила от кожевенной фабрики купца, а затем промышленника  Шамарина, завод  которого стоял на правом берегу Исети напротив деревни.

В 1862 году чиновником по особым поручениям Горного управления   инженером  и академиком  Христианом Ивановичем Пандером  в районе деревни были обнаружены запасы угля и в конце века на Каменский завод прибыл ученый горный инженер Фердинанд Юстинович Гебауер.  Был он статским советником,  что соответствовало по Табелю нечто среднее между  полковником и генерал-майором.  Если учесть, что управителем Каменского завода в то время был Чеслав Валерьянович Панцержинский коллежский советник, что ниже статского, то все горные разработки фактически перешли к Фердинанду.

Ему и семье Шамариных мы обязаны появлению шахты Красный горняк, в то время носящей название  Ивано-Павловская и росту населения тогда еще безвестной деревни Бродовки, которая к 1928 году имела 252 двора и 1041 человек населения.  К великому сожалению во время советского периода  эта  тенденция не сохранилась и наоборот пошла на убыль.

Надо сказать, что Пандер  шурфами исследовал во время мелководия  и дно каменского пруда, а в Каменском  музее хранится карта где нанесено место нахождения первой старинной шахты обнаруженной на территории пруда ниже плотины.  По карте эта старинная шахта закрыта в 1845 году.

На левом берегу Исети, напротив деревни и шахтой  до сих пор сохранились окопы Гражданской войны которые копали и добровольцы и согнанные на их копку представители немногочисленной  «буржуазии» посёлка. В 1918 году большевики поселка и Уралсовет могли только предполагать,  где соединятся наступающие на Екатеринбург колонны генерала Войцеховского и полковника Смолина. По мнению Уралсовета,  белые и чехи выйдя к Тюбуку могли прорваться через Багаряк к Каменскому заводу и используя ж.д. ветку Синарская-1 Богданович и соединить обе колонны. Этим и было вызвано создание оборонной линии на местах возможных бродов и мостов через Исеть.
     
Чехи и белые  решили по иному,  они вышли к станции Мышкино и ударом смяли  оборону Шадринска и от него пошли по ж.д. линии на Долматов и Каменский завод. 26 июля 1918 года чешские части поручиков Антониа Гасала  и Яна Грабчика и часть Шадринского отряда  родственника В.И.Ленина  штабс-капитана Александра Александровича Куренкова вошли в Каменский завод. Восточная часть обороны Каменска находящаяся в районе нынешней  школы № 60 как и Бродовские оборонительные линии не понадобились. С Синарской-1 эвакуировался мобилизационный штаб красного Северо – Уральского фронта


Шамаринская дорога  поднималась по логу от кожевенной фабрики, оставляя слева шахту Гебауера,  проходила по территории нынешнего пионерлагеря «Три пещеры» где до революции стояли дачи купцов Воробьева Тренина и др. , потом восточнее  пересекала нынешние улицы Овсянникова, Чапаева, Урицкого, Швейников и выходила к зданию кузницы на Шахтерском переулке где в 1919 стояла батарея колчаковцев.

Следует сказать, что в настоящее время обнаружены чертежи и схемы шахты «Красный горняк» относящиеся к середине 20 века, однако чертежей и схем Ивано Павловской шахты которую заложил Гебауер  не обнаружено, а ведь она работала лет 20 до революции.

После войны на шахте работал некто  Горст из бывших военнопленных и от него остался   листок из школьной тетрадки, где он схематически нарисовал схемы ходов  старой Ивано-Павловской шахты ставшие ему изветными  во время его работы.  Пока мы можем сказать, что шахта имели два выхода к реке Исети  и они были взорваны в 50-х  во время ее закрытия. Из одного штрека ныне течет ручей. По левому берегу от штреков почти до подвесного моста  узкая луговина из угольной мелочи.  Вывозить уголь из штрека приходилось по дороге через бывший Исетский рудник и скорее всего мелочь это была отсыпкой  к Кожевенному заводу и к Шамаринской дороге которая была короче. Век пара  и ж.д. колея от ст. Кодинская до самой шахты поставила точку  на этом проекте.

На скалах Каменные ворота и Филинчатый Камень я не буду останавливаться, о них уже много написано, а вот о Доме отдыха Металлург  скажу пару слов. Угор где ныне стоит Дом отдыха еще в конце 19 века облюбовали  каменские купцы. Первым там выстроил двухэтажную дачу Александр Андреевич Воробьев, позднее к нему присоединился  Сергей Андреевич Тронин и Яков Максимович Воротников. Рядом с их дачами проходила Шамаринская дорога а место было уникальное в части открывающегося вида на Исетский каньон. Революция поставила точку над указанными дачами. Уникальная Воробьевская дача изукрашенная деревянной резьбой  в 1928 году была частично перенесена  и ныне верхний ее этаж стоит на ул.Ленина слева от дома Воробьева. Причины переноса это отдельная история. Аляповатая деревянная резьба на этом доме и воротах,  скорее всего, остатки от роскошного оформления дачи. А вот нижние фундаментные плиты дома это видимо из остатков фундамента самой дачи.

К 1949 году на этом месте уже ничего не было, пока на это место не попал вновь  назначенный  директор  п.я. 4  Павел Петрович Мочалов. Как жителя равнинной местности, красота открывшегося вида на каньон его поразила и он загорелся идеей построить здесь дом отдыха для рабочих и ИТР завода. В 1949 году сразу приступили к работе и уже в конце 1951 года Дом отдыха был построен о чем Мочалов и весь коллектив отрапортовал тов.Сталину. Сталин никогда коллективные рапорта и письма не оставлял без внимания. Может быть , где то в архивах КУМЗА и хранится ответ Сталина.

Если спуститься от дома отдыха вниз к воде то  там среди зарослей камыша можно обнаружить каменистую отмель. Это остатки сгоревшей 1845 году мельницы купца Козьмы Бренева.

Далее вниз по каньону реки идут скалы Горелка с тремя пещерами, скала Полумесяц  с входом в пещеру похожим на полумесяц и чуть далее скала Плешивая.  И наконец большой лог который в 50-х прошлого века назывался «Три тополя»  Когда то в этом месте был выход будущего Мартюшевского рудника и называлось это место Заогородний рудник.  Он был одним из самых старых рудников Каменского завода. И после его быстрого истощения место  это превратилось в место свалки отходов чугунолитейного производства. К началу 20 века его так же облюбовали каменские купцы. Здесь на нижерасположенном плесе находилась дача каменского врача доктора Скворцова и дача, а затем небольшая мыловаренная фабрика Выходцева. Скворцовская дача была снесена уже после его расстрела вследствие затопления низины вызванного все той же Волковской плотиной.  Чуть более дольше продержалась дача Выходцева и его мыловаренный заводик, но к началу 40-х и на его месте были лишь ямы.  От всего этого ансамбля осталось только три старых тополя когда то стоящих в ограждение завода.  Лог и плес от них и получил свое название. Место интересно еще и тем, что на плесе в 1913 году  состоялся первый футбольный матч между командами Каменского завода и сборной командой уездного тогда Камышлова.

Далее лога и плеса начинается токаревская гряда скал с очень интересной скалой Могильной. Ранее безимяная скала уже в советские времена получила название Могильная, т.к. от нее начиналось старое каменское кладбище и урочище Разгуляй которое тянулось  до самого слияния Исети и Каменки. Еще в 50-х все холмы начиная от Горелки до слияния были лишены какой либо растительности и в народе эта местность в обиходе звалась «Степь». Такая же степь была и по правому берегу Каменки начиная от зданий Земской больницы и Лесхоза до построенной в 1936 году 4 школы.

На правом берегу Исети  напротив Токаревской гряды сегодня достаточно пустое место с остатками былых разработок. Это Токаревский рудник разрабатываемый в начале 20 века. Его владельцем был Григорий Радионович Толшмяков. Кроме этого ему принадлежал ряд рудников на Синаре и Багаряке. Жил он на нынешней  улице Красных орлов с женой Галиной Евгеньевной  Косяковой  и дочерью. От первого брака со Старковой Евдокией Максимовной  у него было 4 сына Петр, Александр, Константин и Николай. 

 Григорий Радионович в Каменском заводе был человеком пришлым, но в истории завода он и его семья оставила достаточный след.  По воспоминаниям стариков в 1918 году арестами и расстрелами в поселке руководил полковник Константин Толшмяков, он же был членом поселковой следственной комиссии белых. Да, это был пришедший с белыми  сын  Григория –Константин.  Однако факт расстрелов как и его звание «полковник» не подтверждается.  Он и его брат Александр исчезли в вихре Гражданской войны. Николай  бывший в 1918 году мировым судьей в Колчедане был расстрелян  в Омске, и лишь Петр добрался до Харбина. Его дети ныне живут в Брисбене в Австралии. Григорий Радионович умер в 1938 году в Омске.


 




 
 
Категория: Воспоминания | Просмотров: 590 | Добавил: nebel23 | Теги: Толшмяков, Исеть, мельницы, Три тополя, каньон, Каньон Исети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
00000
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: