Корни своего рода я искал долго. Сразу надо сказать, что родословные многих верхотурцев достаточно исследованы специалистами генеологами, а вот Отрадновы, Куткины как то выпали из этого списка. Только потом я понял причину этого. В первой переписи 1621 года Отрадновых нет и не из за того, что их не было в Верхотурье в то время. Причина проста - это отсутствие в переписи нескольких страниц утраченных во времени. Сегодня этот пробел мною заполнен. Адресую эту страничку многочисленным потомкам Фетьки разбросанным на бесконечных просторах Урала и Сибири.
 
На снимке последний потомок
младшего сына Фетьки
 Отраднов Поликарп Федорович
(1884-1974)

Где то на Урале в Миассе проживают
 не найденные мною его внуки последние
в его роду носящие эту фамилию
 

Фетька Отраднов - забытый насельник Верхотурья
 

           Прошло всего 12 лет с момента гибели первопроходца Сибири атамана Ермака Тимофеевича, когда в 1597 году на основании Указа царя Михаила Федоровича на восточном склоне Уральского хребта было решено создать острог, который через два года стал таможенным пунктом и градом Верхотурьем.       Ранее имевшаяся дорога в Сибирь проходившая через Лозьвинский городок была слишком неудобная и длинная. После нахождения Ортюшкой Бабиновым новой дороги, летом 1597 г. по царскому указу были "посыланы из Перми с вожом с Ортюшкою Бабиновым 2 целовальника, а с ними посошных людей(крестьян) 40 человек, новые Сибирские дороги чистить и мостов мостить"

          Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, ранее побывавший в России, писал в своих "Записках о "московитских делах", что за горной цепью, разделяющей Европу и Азию, находятся две крепости - Ером и Тюмень, которыми управляют князья югорские, платящие дань великому князю московскому "Крепость Ером" старинное вогульское городище "Неромкар", расположенное в верховьях Туры. Его название переводится как "Каменный город" ("нером" по-мансийски означает "камень", "кар" по коми-пермяцки "город" или "крепость").

          В 1597 г. сюда для его осмотра прибыл чердынский воевода Сарыч Шестаков. В начале октября того же года, он послал в Москву "городовому и острожному делу роспись городищу Неромкуру", к тому времени уже заброшенному. В росписи сообщалось, что «то место добре крепко, ни которыми делы влести не мошно.»    Осенью 1597 г., еще до получения шестаковской "росписи", из Москвы в Сибирь были посланы Василий Петрович Головин и Иван Васильевич Воейков. В соответствии с царским наказом им повелевалось быть на государевой службе "на новой на сибирской на Верхотурской дороге - на старом на чюцком городище на Неромкуре поставити город". Вслед за этим стрельцов для лозьвинского гарнизона велено было "полати на Верхотурье для городового дела и для их строенья, потому что лозвинским людем тамо быти".

        В этом же году набранные в Москве люди и «лозвенский люд» приступили к строительству нового города-острога. По дороге к набранным москвичам и лозьвенцам присоединялись различные «гулящие люди» которых в тех местах хватало в изобилии.   К началу 1599 года острог был готов. Площадью он не отличался и имел всего навсего в окружности 630 сажений. С его заселением возникли определенные трудности.     Детям боярским выделялось на двор вдоль и поперек по 8 сажений, стрельцам по 5 сажений. А приток населения в город увеличивался с каждым годом. Уже в начале 1603 года воевода Неудача-Плещеев писал царю Борису о том, что в остроге теснота великая, а посадские люди поставившие свои дворы за острогом, опасаясь нападения инородцев, постоянно бьют челом о том, что бы их жилицкой слободе быть в остроге. Воевода просил учинить новую улицу, а на ней поставить дворы посадских людей и крестьян. Разрешение было дано не ранее 1606 года Федором Борисовичем и царицей матерью.  

      К 1626 году в самом Верхотурье т.е. в остроге проживало 162 человека. Надо сказать немного о принципах наделения землей. Все земли пригодные для земледелия в округе объявлялись за государем, и крестьянам которые поселились в остроге предписывалось обрабатывать эту государеву пашню и приискивать свободные земли и заводить там свои «отъезжие пашни». Условие было одно, чтобы отъезжие пашни никому не принадлежали, т.е. были «вольные». Как правило, это были отдаленные земли, зачастую за 50 – 100 верст от самого острога. На этих землях ставились дворы в которых поселяли своих свойственников, гулящих людей и половников.

      По первой дозорной книге только 10 человек жили в своих деревнях, остальные имели дворы в самом остроге. Вся эта округа к 1623 году образовала Подгороднюю слободу. Зачастую крестьянин бросал землю, которая тут же отдавалась в пользование «охочим людям». В то же время и те и другие обязаны были отработать за право пользования землей государеву пашню. При получении земли крестьянин получал право на льготу, особенно это стало использоваться к середине 20х годов 17 века. При освоении земель на Нице, к 2х летним льготам прибавилось и выплаты поселившимся от 5 до 10 рублей денег, 5 четвертей ржи, чети ячменя , 4 четей ржи и 3 пуда соли на каждого.    Разбор земель был вызван еще и тем, что денежное и хлебное жалование из Москвы поступало крайне нерегулярно, что и подвигло не только крестьян, но и боярских детей и стрельцов и прочих насельников острога к получению земельных наделов для пропитания.

      В 1621 году Фетькой Таракановым была проведена перепись острога в которой опрашиваемые указывали откуда они пришли, но фамилии Отрадного в этой переписи нет. В то же время в этой переписи отсутствуют 7 листов в которых должны быть указаны 13 семей. Вполне возможно, что фамилия Отрадного была на этих утраченных листах. Поэтому, сегодня уже, к сожалению, невозможно установить, откуда и с кем пришел Фетька. Но есть интересная особенность, спустя всего два года в новой переписи Михаила Тюхина 1623 года фамилия Отрадного уже присутствует, мало того он владеет землей и основал деревню Отрадново. Отсюда можно предположить, что Фетька уже давно живет в слободе и его фамилия была в тех отсутствующих 7 листах.

 

ПИСЦОВАЯ КНИГА ВЕРХОТУРСКОГО УЕЗДА
М. ТЮХИНА 1624 г.

(л. 181) Список с верхотурских дозорных книг посаду и уезду
пис[ь]ма и дозору Михаила Тюхина 132-г[о] [1623/1624] году.
Город Верхотур[ь]е, а в городе Божье милосердие соборнои храм
Живоначал[ь]нои Троицы да предел Рождество Христово, да Федора
Стратилата.
...
Дворы посадцких людеи:
(л. 184 об.) ...
Дв.[ор] Фед[ь]ки Отрадново.

(л. 189) и за Турою рекою на камени девят[ь] чети в поле, а в дву по
тому же, перелогу и лесом поросло дватцат[ь] чети. Сена косят по
Туре реке и по дубровам триста копен.

(л. 204) ...
Деревня посадцког[о] человека Фет[ь]ки Отрадног[о]. Пашни
паханые земли добрые двенатцат[ь] чети в поле, а в дву по тому же,
перелогу пятнатцат[ь] чети. Сена косит сто пят[ь]десят копен.
Да Никол[ь]ского же монастыря вниз по Туре реке деревня на
берегу против посадцког[о] человека Фет[ь]ки Отрадного, а живет в
деревне во дворе монастырьскои слуга Кирил[л]ко Иванов. Пашни
паханые дватцат[ь] чети в поле, а в дву по тому же, перелогу
тритцат[ь] чети. (л. 189 об.) Сена косят сто шез[ь]десят копен. А
пашут пашню половники Вас[ь]ка Пантелеев сын Пермитин, да
Вас[ь]ка Сергеев сын Соликамскои, да Гриша Прокоф[ь]ев сын
Лузенин. Дал им в монастырь тое деревню по своеи душе посадцкои
человек Варла[а]м Лошкин. А порука по половникам строител[ь]
Макареи да посадцкои человек Федор Отраднои.
...
Никол[ь]сково монастыря в деревне живут в половниках: Вас[ь]ка
Пантелеев сын, пермитин, Вас[ь]ка Сергеев сын, соликамскои,
Гришка Прокоф[ь]ев, лузенин. Пришли из тех городов тому
четвертои год. А порука по них Никол[ь]сково монастыря
строител[ь] Макареи да посадцкои человек (л. 268 об.) Фед[ь]ка Отрадной


        

      
  Стоит отметить две важные особенности. Первая нет упоминания о его семье и вторая – двойное его упоминание в тексте. Двор и деревня. Отсюда неоспоримо утверждение, что Фетька имеет и двор в остроге и деревню ниже по течению реки Туры. А  это могли позволить себе только  первые строители города. Деревня Отрадного была расположена в 60 км. ниже по течению Туры на устье тогда безымянной речки, которая впоследствии получила название, судя по картам, Отрадновка.   В книге П.Буцинского (1886 г.) речка называется Отрадне. По его данным в деревне на ней живут две семьи. В то же время у меня по 17 веку нет данных о том что напротив деревни Отрадного, на другом берегу реки Туры стояла деревня в которой жил монастырский слуга Кирилка Иванов со половниками. Скорее всего под рекой подразумевается речка Отрадне и там действительно стояла впоследствии, судя по картам деревня Матюшино.

       Установить, когда Фетька основал деревню достаточно трудно, скорее всего, это произошло до 1612 года, т.к. согласно грамоты боярина Дмитрия Трубецкого писаной на имя Верхотурского воеводы Степана Годунова по поводу челобитной Сидорки Чепурнова, четко указывается что на 1612 год свободных земель под городом нет. В тексте же самой переписи сказано, что Васька Пермитин и прочие пришли на эти земли четвертый год, т.е. в 1619 году, и поручителем у них был Фетька Отрадной. Таким образом Фетька уже в 1619 году отбыл «льготные лета» т.е. достаточно давно жил на этих землях имея двор в остроге и деревню в 60 км. вниз по Туре.