Из истории Гражданской войны

Гресев Павел Иванович - от бога к марксизму и обратно
 

       Копаясь в архивах и читая литературу советского периода касающуюся революционных событий на Каменском заводе как то наткнулся в воспоминаниях на лидеров меньшевистской фракции в объединенном партийном комитете который был образован в поселке в апреле 1917 года, под руководством Горшкова. Среди лидеров фракции иногда указывался священник Гречев. Священник и марксист это было необычно. Однако просматривая Епархиальные ведомости того периода такого священника в приходах каменских церквей я не нашел. В светских документах двадцатых годов его фамилия так же отсутствовала. Был человек в 1917 году и... в 1919 исчезает. Все возможно! Впереди зверства белых, затем разгул чрезвычаек, так наверно и исчез бы из истории города меньшевик Гречев, если бы потихоньку из небытия не появились бы маленькие крупинки из которых сложилась его история. История человека жизнь которого прошла так близко и к белым и к чрезвычайкам.  Отгадка лежала на поверхности, все воспоминания где фигурировала его фамилия относились к 30-90 годам 20 века и во всех этих документах были две маленькие ошибки. Не был Гречев тогда в 1917 году священником, а был председателем волостного кредитного товарищества которое было создано в поселке в 1916 году. И фамилия его была не Гречев, а Гресев и звали его Павел Иванович.

      " В 1917 году я познакомился с программами разных политических партий, как раз это происходило перед выборами в 1-е Учредительное собрание. Я нашел, что лучшая политическая партия для блага народа есть социал-демократическая партия, решил вступить в эту партию" Так писал Павел Иванович в 1932 году. " ...всего организация насчитывала человек двадцать - тридцать".  Таким образом Павел Иванович был одним из первых вступивших в объединенную организацию РСДРП в Каменском заводе, через пару месяце организация будет насчитывать уже около 300 членов партии.   Судя по воспоминаниям стоял Гресев на меньшевистских позициях, но сколько большевистских лидеров в конечном счете или самостоятельно порвали с "меньшинством" или стали заядлыми большевиками. И скорее всего не исключали каменские большевики Гресева из РСДРП, членство в партии было тогда чисто номинальное, пиши заявление плати вступительный взнос в сумме 1 рубль и уплачивай членские взносы в размере 1 процента от заработка. До подтверждения партийного стажа в начале двадцатых годов оставалось еще несколько лет и быть бы наверно Павлу Ивановичу позднее в обществе  "Старых большевиков", если бы не  дела семейные.

      А  была у Павла Ивановича единственная и любимая дочь Варвара. С нее все и началось. Влюбилась Варвара и ушла как тогда говорили "убегом" к любимому. Все бы ничего, если бы любимый не был бы офицером  и не стал бы он после 26 июля 1918 года комендантом поселка Каменский завод.  Воротников была его фамилия и звали его Вячеслав Яковлевич, "Вячка"  так его тогда кликали в поселке.  Да, "Вячка" тот самый жестокий белый комендант поселка, создатель и хозяин "чижовок",  "палач заводских рабочих". В июле 1919 году ушел Вячеслав вместе со своим другом Костей Толшмяковым в Сибирь  с отступающими частями Колчака и следы их навсегда затерялись.


      Павел Иванович прекрасно понимал, чем грозит ему приход красных - в неразберихе военного лихолетия поставят красные его к стенке и за Воротникова и за Варвару, поэтому собрался и доехав с колчаковцами до Омска  решил с Варварой далее "не бежать" , а остаться в маленькой станице Черлак, где до 1923 года работал инструктором пения, затем там же служащим Кредитно-посреднического союза, опыт работы в Каменском кредитном товариществе пригодился. Родился Павел Иванович в слободе Урыв Воронежской области, но почему то тянуло его не на родину, а в далекий уральский поселок. Никто ведь не знает человеческую душу, чем повязал его Каменск?!

      В 1923 году он возвращается в Каменск и был рукоположен в священники Покровской кладбищенской церкви, где исправно служит до 1931 года, живет почти что при церкви на Наземке, имеет большой авторитет среди прихожан и коллег священников.  "Гресев очень умный и авторитетный человек. Несмотря на то что в Каменске имеется благочинный Алексеев, священники из района обращаются к Гресеву, а потом уже идут к Алексееву" так отзывается о Гресеве священник Грязнушинской церкви Ховрин.  Авторитет авторитетом, но советская власть Гресева Павла Ивановича не забыла, в 1931 году его имущество конфисковывается, а в январе 1932 года его арестовывают, но уже по линии ОГПУ и особым совещанием 16 мая 1932 года  приговаривают к 3 годам ссылки  по ст. 58-10. Не помогли ни письма, ни ходатайства прихожан.

      Отбыл свое Павел Иванович и вернулся в Каменск, но не мыслил себя вне сана, а так как Покровская церковь в Каменске была уже закрыта, то служил он в  таком же храме в селе Покровское и служил бы в нем и далее если бы... не один "грех" во имя спасения. В начале 30-х годов при реквизиции церковных ценностей принес Павел Иванович дискос и чашу как церковные реликвии и попросил печника замуровать их под церковной печью Каменской Покровской церкви. Одно не учел Павел Иванович - любил печник заложить как говорят "за воротник".  Молчал печник несколько лет, но как говорят "и на старуху проруха" проболтался по пьяному делу. Времена были уже другие и люди которые сидели в бывшем доме  Кости Толшмякова, что по Коммолодежи 30 уже к вечеру этого дня знали о пьяном бреде печника. Найти замурованное труда не составило.

       6 января 1936 года бывший член РСДРП, меньшевик и священник Павел Иванович Гресев был приговорен к 4 годам лишения свободы. Дальнейшая его судьба неизвестна.

      В истории города много написано о деятелях Совдепа и мелькают одни и те же фамилии, а вот об истории партийной организации поселка никаких данных нет, как нет и данных о первом председателе поселкового комитета РСДРП И.А. Горшкове. В 20х годах он был жив и даже публиковал в камышловской газете свои воспоминания. Но это уже другой рассказ.