История Байновского моста
 
       Году в 1953 моя бабушка, которая шила на своей старой моссельпромовской швейной машине занавески для окон, поехала на УАЗ, так тогда в обиходе звался Красногорский район, купить ниток и иголок для машины. Мама в то время работала в военкомате и я оставался на бабушкином попечении, поэтому,, волей не волей, я поехал с ней. Поездка на такое дальнее расстояние была первой в моей уже осознанной жизни и осталось в памяти яркими, но отрывочными воспоминаниями. Я уже не помню автобуса на котором мы ехали, но запомнились рельсы петлей проходившие на том месте на котором позднее вырастет здание ДК Юность, мост через Исеть, деревня и после нее красивый новый город. Такой город я, житель в основном деревянного Каменска, видел первый раз в жизни. Помню, мы перебирались через рельсы в районе автостанции около будущего ресторана Исеть. Здесь на площади около автостанции рядом с большим зданием, то ли просто зданием, то ли магазином был базар на котором бабушка и покупала нитки и иголки.  Сам мост через Исеть через который мы проехали не оставил такого яркого впечатления, больше впечатлила широченная Исеть, по сравнению с которой моя мелководная  и узкая Каменкой не шла ни в какое сравнение.  Через несколько лет с постройкой новой плотины Каменка так же разольется, что успокоит мое ребячье самолюбие.
      Уже потом я узнаю, что деревня называлась Байново, а сам мост Байновским. Так бы и остался этот мост в моей памяти в таком виде, в котором я его видел, если бы много лет спустя незнакомый старик при упоминании Байновского моста вскольз не обмолвился, что построили его еще до революции. Данное утверждение меня возмутило так как шло в противоречии с моими последующими уже юношескими воспоминаниями. Ведь мост строили, как я считал,  гораздо позднее, на моей памяти,  где то в конце 50-х. Я быстро успокоил себя тем, что старик ошибался и тогда в начале 50-х я ехал по старому деревянному мосту, а новый с бетонными быками, стальными пролетами с литым красивым ограждением был построен  в конце 50-х.






















      В конце 90-х  рассматривая фотографии 1909-1910 года С.М. Прокудина – Горского я еще раз убедился, что старик ошибся. На фото был изображен неказистый деревянный мост с  деревянными свайными опорами, который по воспоминаниям  жителей был то ли сожжён  бойцами П.Н. Подпорина при уходе с Каменского завода в июле 1918 года, то ли ими же взорван. Красногвардеец  А. Немшитов который в 1918 году вместе с братом Григорием осуществлял охрану моста в своих воспоминаниях писал, что белые  допрашивали его о том кто взорвал мост и  направили его вместе с другими обитателями "чижовок" на восстановление этого моста.  Слово "взорвать"  как то не вязалось с видом этого хлипкого моста, который прооще был  не взрывать, а сжечь.  И было в воспоминаниях А.Немшитова еще одно обстоятельство которое ставило меня в тупик. Он писал, что белые заставляли его нырять и доставать со дна железные балки.  Какие железные элементы могли быть у хлипкого деревянного моста на снимке Прокудина-Горского?  Восстановили ли белые мост из воспоминаний было так же  неясно, по ним операция белых по подъему элементов моста продолжалась до самой  осени 1918 года. Из этого я для себя сделал вывод,  что вряд ли белые смогли полностью восстановить мост.  На зиму  1919 года надобность в переправе отпала, проехать в деревню и из нее  можно было по льду.  Потом весна 1919 года,  разлив Исети, строить мост и ставить опоры и быки может в таких условиях только сумасшедший.  Скорее всего,  заключил я,   новый мост белые так и не построили, а старый не восстановили.

         Все тогда  для меня вроде бы  укладывалось в историческую канву. После Гражданской войны  большевики на месте хлипкого, то ли взорванного, то ли сгоревшего моста  строят новый деревянный мост, который просуществовал с многочисленными ремонтами до 50-х,  а в конце 50-х  обрел свой настоящий современный вид. 
 




 
Нашлись и фото этого моста конца 40-х. Немного искривленный он никак не походил на современный. И был он деревянный,  причем даже настил по которому ездили и телеги и автомашины был сделан из деревянных плах. Моя теория подтверждалась. Но первый удар пришелся с той стороны с которой я и не ждал, он не менял мою теорию, но нанес сокрушимый удар по моей самоуверенности. Современный мост оказывается построили не в в конце 50-х, как я был уверен,  а в самом их начале - в 1952 году и значит я проезжал уже новый мост.  А этот старый  пережил и НЭП и коллективизацию, по нему возили стройматериалы и оборудование на УАК, на ТЭЦ на всю Красногорку! А в 1952 году его разобрали и построили современный, на бетонных быках опорах, на металлических фермах,  с асфальтовым покрытием! Но тогда как смог этот деревянный мост пережить Волковскую плотину  с подъемом уровня воды в 30-х годах.  Он неминуемо должен быть перестроен!  Но никаких данных  о его перестройке и реконструкции нет.  Мало того в 1947 году уровень воды был еще раз поднят. И опять никаких данных о переделке моста нет. Вернулись и старые вопросы.  Если белые, судя по моим рассуждениям,   не построили и не восстановили мост, то что жгли они уходя с завода? А о том что они сожгли мост говорили многие жители поселка. Вопросов было много, а ответов на них не было и я отложил материалы в дальний ящик стола.


            Прошло еще несколько лет и хороший мой знакомый краевед В.Сидоров нашел фото строительства моста  в 1952 году, т.е. уже современного моста. На фото были видны работы по установке и заливке бетонных опор и монтажу стальных пролетов. И вот тут интересное дело, низ заливаемых бетонных опор был иной, чем верх. Низ был из тесанных каменных квадратных блоков, а верх из простого заливного бетона .  Мало того работы проводились зимой и нигде не было видно обводных каналов и осушенных площадок на которых должны были монтироваться  нижние каменные блоки. 
           Загадка появления нижних блоков так бы и осталась не раскрытая, если бы мне не попался  «Дневник путешествий епископа Митрофана в 1912 году в Каменский завод и деревню Байново» в конце которого … Интересуясь экономическим положением деревни, Его Преосвященство спрашивал собравшихся мужичков, как живется, и получил успокоительные ответы. Хлебец, хотя и не в большем количестве, но все же уродился. Да кроме того и заработки есть: в заводе, на мельнице и на постройке моста через Исеть, каковой строится на каменных устоях и будет представлять солидное сооружение.»
 Значит старик  не ошибался, и к 1918 году у деревни Байновой стоял  не хлипкий прокудинский мостик, а солидный мост на каменных опорах устоях.      Последующее исследование показало, что  начавшаяся в 1914 году война не дала строителям в полном объеме средств на стальные пролеты и пролеты были сделаны частично из дерева положенного на готовые каменные опоры устои. Эти пролеты в Гражданскую взрывали красные и жгли белые,  их восстанавливали в 1922 году как деревянные. Строители 1952 года лишь нарастили опоры бетонными подушками, по верху которых проложили стальные пролеты. Монтаж подушек и увеличение высоты опор диктовалось возникновением в конце 30-х Волковской плотины и повторным подъемом уровня Волковского водохранилища в 1947 году.  Высота дореволюционных опор позволяла эксплуатировать деревянные по сути мост до  1952 года. Прошло еще немного времени и сегодня можно увидеть на фото тот старый 1912 года мост с его тесаными каменными  устоями опорами, которые до сих пор служат жителям города. В правой части фото видна насыпь и остатки более раннего моста, который мы видим на фотографии С.М. Прокудина Горского.
 
 
Постскриптум


Инициатива постройки моста в большей степени принадлежала управителю Каменского завода Ч.В. Панцержинскому и относится к самым первым годам 20 века. В материалах Пермской губернской управы 1901 года имеются документы касающиеся истории решения о постройке этого моста.  Первоначально управитель завода  ходатайствовал о постройке этого моста у деревни Брод. Имелось так же ходатайство  общины деревни Байново о строительстве этого моста на месте деревянного, того что мы видим на снимке С.М. Прокудина Горского.  Однако перед рассмотрением вопроса Панцержинский неожиданно изменил свое мнение и внес новое ходатайство поддержав ходатайство Байновской общины. Вызвано это было пуском в этом районе Маук – Баженовской дороги проходящей через с.Багаряк к востоку от которого находились дальние рудники Каменского завода. Строительство дороги и моста в районе д.Байново позволяло соединить Каменский завод с вышеуказанной дорогой и обеспечить вывоз руды с дальних рудников на завод. Для решения вопроса губернским собранием был задействован агент по экономическому исследованию дорог губернской земской управы Юлий Гвидов  фон-Панневиц,  который провел изыскания на местности. Объем перевозки был значителен и составлял 2047000 пудов в год в том и другом направлении. В решении вопроса  о строительстве моста в д.Байново сыграло еще то, что Шадринская уездная управа ходатайствовала перед губернской о постройке дороги через Каменский завод из села Зырянского в с.Верх-Теченское, что позволяло осуществлять вывоз из Шадринского уезда сельскохозяйственных  продуктов. Таким образом строительство моста в районе д.Байново находящейся ближе к границе уездов было в дальнейшем более экономически выгодно. Байновский мост становился главным связующим рудных перевозок с сельскохозяйственными.  Этим видимо и руководствовался Ч.В. Панцержинский при изменении своего ходатайства оформленного дополнительно как ходатайство Каменской сельской общины. Почти  10 лет отделяет решение вопроса в губернии от самого строительства моста, но бюрократия и экономика тесно связаны и были всегда. За эти годы многое изменилось, в 1914 году началось строительство в том же районе железнодорожного моста через Исеть и железнодорожной ветки на Багаряк и Байновский мост утратил свое первоначальное значение став обычным мостом связующим волостные и сельские пункты.  Взорванный и сожжённый в 1918 и 1919 годах  мост будет восстановлен в 1922 году, а в 1924 году будет принято решение о восстановлении железнодорожного моста и открытие  по нему поездного движения. Восстановление мостов было вызвано передачей в 1922 году  Каменск-Синарских рудников от треста «Райруда» в ведение  Каменскому заводу .  К сожалению возобновлению деятельности завода это уже не помогло.
Наверно никто из  тысяч лиц ежедневно проезжающих по Байновскому мосту  не подозревает что едут они по мосту построенному не только советскими строителями, но и их предками, ныне безвестными жителями деревни Байнова и Каменского завода.  Жив, не пропал и не сгорел труд наших предков.