Мост Бабочка и Паленинов рудник
(Версия)
 


     В последние два три года городское Управление образованием вдруг озаботилось вопросами истории города и его историческими объектами. Само по себе начинание хорошее, но как часто бывает хорошее начинание при неправильной постановке вопроса зачастую может приносить отрицательные результаты. Началось все с вопроса о неком историческом объекте "Мост Бабочка".  Школьникам предлагалось путем опроса родителей и знакомых старшего возраста подобрать материалы по данному объекту. Оказалось что под данным объектом Управление понимает построенный и пущенный в 1939 году в Красногорском районе мост через Исеть.

     Мост действительно уникальный и если не ошибаюсь, то единственный в стране собранный из трубчатых элементов с наполнением их бетоном. Мост однопролетный, очень легкий на вид, но его очертания никак не вяжутся с видом бабочки. Если быть исторически более точным, то строительство моста было связано с двумя известными в российской истории личностями, однако  забытыми в городской истории. Такое зачастую бывает, но не делает в данном случае чести нашему Управлению образованием, которое не только не знает фамилий изыскателя трассы и строителя моста, но и никогда не читало довольно таки известного советского писателя Владимира Алексеевича Чивилихина и его "Серебряные рельсы".  Своей "бабочкой" Управление как бы вычеркивает из истории этих двух человек, изыскателя и строителя этой железной дороги А.М. Кошурникова погибшего позднее в 1942 году при изыскании железнодорожной трассы Абакан-Тайшет и самого автора проекта и строителя моста позднее профессора В.А.Росновского. Это простительно рядовому читателю, но Управлению образования...боюсь непростительно! Никогда за всю историю существования моста его мостом бабочкой не называли, а всегда знали как мост Росновского. Новые времена - новые веяния!
 

Кошурников А.Ф.
изыскатель моста Росновского и  ж.д
Синарская-Челябинск
Погиб в 1942 году при изыскании трассы Абакан - Тайшет. Письмо найденное
при нем.

 
Памятник Кошурникову 
со строками В.Чивилихина из его книги
"Серебряные рельсы"



     На днях  Управление выдало ученикам новую задачу: описать историю Поляниновского рудника о существовании котором спорят краеведы и единственное историко литературное упоминание о нем содержится в вышедшей в 2006 году книге известного уральского краеведа В.А. Шевалева "Каменские пушки в истории Отечества", где он перечисляет существовавшие на Каменском заводе рудники. По силам ли школьникам такая задача? Боюсь, что в отсутствие документов и литературы, не по силам и это вновь приведет к появлению нового "Моста Бабочка".

 

    В конце улицы Революционная справа от церкви Покрова и ранее существовавшего кладбища до сих пор сохранились бараки бывшего  Каменского рудоуправления, закрытого в 1935 году.  После закрытия бараки были переданы на баланс местной власти и что только там после не было: и общежитие горняков шахты "Красный горняк" и детские ясли, и лагерь НКВД во время войны, но и спустя 20 лет там продолжали еще жить семьи бывших работников рудоуправления и семьи бывших спецпоселенцев так же работавших до войны в рудоуправлении. Надо сказать, что население старой части в те времена пользовалось своими устойчивыми топонаименованиями которые были зачастую непонятны жителям УАКа  или других новых поселков Каменска. "Поехал на КМЗ", "пошел через Байновскую гору", "рыбачил на Закаменье", "купались на Трех тополях", "ты ж с Наземки", "ждали автобус на Шлагбауме" и т.д.

     Сразу поясню читателю, что КМЗ это нынешний ОЦМ, ранее Каменский магниевый завод, Байновская гора это не горка в бывшей деревне Байново, а горка слева от Вороняцкой горы с тропинкой в восточной ее части ведущей на Калуху и на Синарскую-2, здесь когда то в начале 19 века располагалась усадьба непременного работник Каменского завода Дмитрия Байнова.

     Закаменье это местность на левом берегу Каменки чуть далее по течению от санатория Чистый ключ, где в 30-х начале 40-х располагался Известковый завод СТЗ с железнодорожными путями, а к 50-м оставался лишь один только неказистый домик, который детишки по незнанию звали домом лесника.

     Три тополя это лог на берегу Исети продолжение переулка Исетский запечатленный в 1909 году на снимках Прокудина Горского, там до революции стоял мыловаренный заводик А.Ф. Выходцева и дача врача В.А. Скворцова, знаменит лог был так же маленькой скалой Дыроватая с ее сквозной пещеркой.

     Наземка это часть улиц Урицкого, Чапаева примерно от пер.Исетский до безымянного переулка ныне называемого переулком Розы Люксембург. Сюда в 19 веке свозили отходы производства и отходы домашнего хозяйства. Сюда в первой половине 19 века перенесли конный двор завода ранее располагавшийся выше нынешнего дома Управителя завода и перегораживающий  ул.Коммолодежи. Конный двор в том или ином виде и подчиненности просуществовал до середины 60-х. Богатая навозом почва подвигла в 30-х на посадку в том районе сада, но сад почему то не прижился. В 50-х попытались высадить там саженцы сосны, но и они не прижились, тогда эту местность отдали под коллективные сады, которые существуют там до сих пор.
 
     Шлагбаум это место где ныне стоит ДК Юность. Здесь проходила построенная в 1914-1917 годах линия железной дороги Синарская-1 Нижняя. Начиналась она как ответвление ж.д. магистрали Синарская-1 Шадринск, в районе нынешнего ПАТП и шла по территории примерно чуть западнее Мегамарта, потом по ул.Тевосяна и выходила к ДК Юность, здесь в 50-х сохранялось еще кольцо с погрузочными эстакадами, далее ж.д. шла к бывшей спецкомендатуре "4 км", поворачивала к Уралэлектромонтажу затем шла к двум щебеночным карьерам НКПС и по левому высокому берегу Исети выходила к современному пешеходному мосту. Здесь был железнодорожный на деревянных устоях мост по которому линия шла вверх огибая высокий холм ныне это ул.Октябрьская, шла мимо нынешнего ДК УАЗа и далее поворачивала по направлению к Нижней и Багаряку.

     В конце 30-х линию спрямили сделав отвод от Шадринской линии в районе нынешней ГИБДД с выходом ее к Уралэлектромонтажу которая тоже утратила свое значение после запуска моста Росновского, но оставалась и использовалась позже при строительстве Литейного завода и в 1949 году Радиозавода. Примерно в 1942 году участок ПАТП - Шлагбаум демонтировали использовав рельсы для нужд эвакуированного на Урал Колчугинского завода. Участок же Шлагбаум - Уралэлектромонтаж действовал до начала 50-х и использовался для доставки стройматериалов для СТЗ и других заводов с глинистого и песчаного карьера возникших на месте бывшего железного Поляниновского, как писал Шевалев,   рудника.

     Вот с этим Шлагбаумом у меня и связано воспоминание о Поляниновском руднике. Живя на Наземке рядом с бараками бывшего Рудоуправления я нередко слышал из уст обитателей бараков о Шлагбауме "там где Полянинов рудник". Спустя почти 60 лет конечно я не могу назвать фамилии говоривших о нем и как он выговаривал это название, да и это мало тогда интересовало десятилетнего мальчишку тем более записывать сказанное, но топоним отложился в памяти. Много лет спустя в беседах о каменских рудниках, кто то из присутствующих обмолвился о якобы аренде в годы НЭПа этого рудника Толшмяковым для добычи глины. Такое сообщение я встретил несколько саркастически и посчитал его всего лишь современной легендой т.к. знал, что каменский промышленник  и дореволюционный владелец ряда железных рудников Григорий Радионович Толшмяков специализировался отнюдь не на глине, а на железной руде и покинул Каменский завод вместе с белыми в 1919 году. Сейчас уже не помню кто высказал такую мысль.

     Уже в наше время более подробно занявшись личностью Г.Р. Толшмякова я увидел объявление из которого следует, что не только железной рудой торговал Толшмяков, но и тряпьем и...глиной. Вполне возможно, что такое могло быть, но не во времена НЭПа, а раньше, а до событий 1917 года. Довод, что данная местность была в собственности казны в лице самого завода не отвергает возможность сдачи ее аренду. Оставался вопрос существовал ли такой рудник и где он находился, т.к. ряд краеведов придерживаются мнения, что Шевалев его придумал. В качестве довода они говорят о том, что упоминание этого рудника в изученных документах Горного фонда ГАСО отсутствуют, на что можно привести довод, о том. что Горный фонд огромен и в части Каменского завода изучен неоправданно  мало.

     В самом конце 50-х начале 60-х я попал в эти места когда город облетела весть что тренера каменских горнолыжников и прыгунов с трамплина В.Бобин и В. Поросенков начинают набор в свои секции в старом домишке что приткнулся к подножью склона на левом берегу Каменки напротив Богатырька. В то время самодельный деревянный трамплин стоял слева от избушки базы.  Открытый солнцу и всеми ветрами этот первый деревянный трамплин был неудобен и силами членов секций и желающих приобщиться к данным видам спорта деревянный трамплин был демонтирован и перенесен в лог что справа от избушки базы. Спустя лет двадцать ошибку повторили построив на месте первого деревянного трамплина новый современный из стальных конструкций. Занятия в горнолыжной секции и постоянный поиск необходимых для тренировки склонов позволили более внимательно осмотреть эту местность.

     А местность была интересная. На вершине правой части горы где у подножья стояла база была достаточно крупная яма со множеством мелких ям которые шли от нее к зданию подстанции что ныне стоит на ул.Кадочникова. По всей территории то здесь то там лежали куски железной руды.  С северной стороны был огромный котлован который зачастую использовали для свалки мусора. С юго-востока от базы ниже по течению Каменки было урочище "Ключи" называемое ныне "Майской поляной" с какими то непонятными  для меня разработками. Все это поросло мелким сосняком с кое где еще сохранившимися столетними соснами.  Тренироваться можно было только на противоположной горе где стояла скала Богатырек, но и там вершина горы была в каких то ямах  и разработках. Уже позднее с появлением и разрастанием количества домов и гаражей на ул.Горняков верхушку горы срезали обнажив прекрасную белую глину. Срез с белой глиной  виден до сих пор.  Сегодня иногда закрадывается такая мысль, а может быть не легенда желание Толшмякова взять в аренду этот участок?! Умный же был мужик и знающий, но тогда границы предполагаемого Поляниновского рудника сдвигаются к Богатырьку, к тем местам где сегодня улицы Горняков и Горная!? Тем не менее Шевалев в книге точно указывает его расположение  - там где сегодня мотодром.

   Тема каменских рудников не моя тема и я как то о ней забыл пока на глаза не попалось любопытное фото стендов Управления городской архитектуры примерно 60-х -70-х годов. Фото было старое и плохонькое, но для краеведов даже плохонькое фото это уже находка. Фото меня озадачило, во первых карта изображенная на нем была подлинной начала 19 века со сносками на ГАСО с номерами фондов и описи. На ней ясно просматривался лог у нынешней 32 школы (№1), лог где  был до 60-х годов городской ключ (№ 2), территория кладбища еще без церкви Покрова (№ 3), лог и Байновская гора с усадьбой Дмитрия Байнова (№ 4) , лог и дорога в логу на Вороняцкую гору по которой сегодня идет транспорт на Октябрьский поселок (№ 6), лог идущий от реки Каменка вверх мимо Богатырька  к нынешней площади Ленинского комсомола (№ 7), разработки Закаменного рудника (№ 8), все это было понятно. Озадачило наличие некой запруды и пруда под номером 9 и несколько оторванные на северо-западе от основного массива разработки на вершине горы, где чуть ниже стоит скала Богатырек  на месте современных улиц Горная и Горняков (№ 5).
 


     Если строения на Вороняцкой горе слева от лога (№ 6) по ходу от моста через Каменку на карте  были показаны, то строений в правой его части отсутствуют, зато на вершине холма мы видим достаточно большие рудничные разработки (№ 5). А находясь между логом № 6 и логом № 7  они несколько оторваны последним  от основного массива разработок Закаменного рудника (№ 8). Тогда я посчитал, что данные разработки все же только часть разработок Закаменного.  Отсутствие каких либо строений на правой стороне лога подтверждается и схемой жилой части поселка 1799-1800 годов, правая часть так же пуста, в то же время сама схема жилых построек не предопределяет необходимости указания на ней рудников. Единственным строением в правой части лога на месте будущей ул.Крестьянская является кузница  обозначенная буквой W.

     Перейдем к более поздней карте 1831-1833 года. Она практически повторяет нашу первую карту, дворовые участки на северной стороне лога (№ 6) и их отсутствие на его южной стороне. И опять многочисленные разработки на вершине правой (южной )  стороны оторванные от основного массива Закаменного рудника логом ведущим к р.Каменка. Они могли быть как продолжение Закаменного, так и неким самостоятельным рудником.  В тоже время в левом верхнем углу карты виден ряд горных разработок, которые присутствуют и на нашей первой карте. Что это за разработки? К ним мы вернемся в конце статьи.

      Предвижу возражения читателей, мы говорим о руднике, а он все переводит к домам в логу! Сразу поясню, задачей настоящей статьи было не только поиск рудника, его названия, но и примерные годы его работы и определить это возможно только по его застройке и освоению. Поэтому приведу еще одну карту, но уже1835 года где на вершине все также отсутствует застройка, но на правой южной стороне лога появились первые усадьбы. Такие же усадьбы видны и на месте нынешней улицы Крестьянская. Они начинают как бы опоясывать холм.

  

       Перейдем к более близким к нам по времени дням. В нашем краеведческом музее хранится схема поселка датированная примерно 1863 годом, хотя ее датировка достаточно спорна, т.к. на ней присутствует церковь Покрова, которая строилась в 80-х годах 19 века и освящена была лишь в 1885 году.  В то же время надо сказать, что генплан поселка 1848 года уже предусматривает строительство данной Покровской церкви и вполне возможно, что на схеме изображен лишь ее проект. Точные даты в нашем случае не так важны, но позволяют констатировать, что застройка правой (южной) стороны лога (№ 6) активно началось по его склону и по нынешней улице Крестьянской во второй половине 19 века.


     Таким образом, застройка южной стороны лога и образование будущей улицы Крестьянская означало, что рудничные работы здесь прекратились и долгое время вершина холма пустовала. Это подтверждается фото 1909 -1910 годов.




     Судя по приведенным картам и фото это несомненно рудные разработки и притом достаточно старые, да и сама карта говорит о их разработке в 30-х годах 19 века. По рассказам  местных жителей  застройка верхней части холма началась лишь в начале 30-х годов 20 века и к нашему времени в северной его части появились две улицы сначала ул.Горная, а затем улица Горняков. Южная  часть холма так и оставалась долгое время  с многочисленными ямами и выработками, пока в 80х годах 20 века их не срезали и не спрямили. Имеющаяся карта конца 60-х где нет еще срезки холма, нет здания УПИ, СКЦ, подтверждает это, на ней еще видны рудные разработки.



Нажать на карту для увеличения


     В картах которые мы правдами и неправдами добывали в областных и местных архивах и в архивах промышленных предприятий Поляниновский рудник (в написании Шевлева) не отмечен, пока однажды мне не попалась карта чертеж середины 19 века с отметками железных рудников. По объяснениям работников каменского музея где сегодня находится ее копия, сама карта хранится в ГАСО, она в некоторых местах повреждена  и находится в очень ветхом состоянии. Разглядывая карту я увидел знакомые названия написанные в старой транскрипции: около запруды читалось "Пильная мел. екатеринбург. купца Клюквина", выше  "Разгуляевской желез.рудн.", "Закаменной желез. рудн.",  и выше последнего, на потертом сгибе, где написание слиплось и размазалось ...виднелись остатки букв П а л е н и н ? ? ?  ж   рудн. Надпись имела картографическое изображение  знак железа, круг со стрелкой вверх. Идентичный этому знак стоял на всех названиях рудников.

    

    Хоть карта и была потрепана, но скорее всего сдвиг видимый в верхней ее половине произошел не из за ее ветхости, а при сдвижке оригинала при копировании, при этом видимая правая часть старой арамильской дороги ушла вниз. Пришлось немного поколдовать с редактором и карта приобрела подобие первоначального вида.

     Значок обозначающий рудник стоял гораздо выше по течению Каменки чем Закаменный и Разгуляевский рудники, в районе второго от плотины поворота реки, у самой Арамильской дороги, т.е. чуть правее лога ведущего ныне на Октябрьский поселок. Он фактически совпадал с разработками отмеченными на нашей первой карте. Все названия рудников на карте заканчивались как "ой" (Барабинской, Закаменной, Логовской, Токоревской), следовательно и название рудника на сгибе карты так же должен заканчиваться на "ой", и при первом прочтении вроде бы читается "Каменской рудн", но первая буква К так же очень похожа  на букву П (см. Перебор, Первая красногорска). Вторая буква несомненно А. Третья буква не соответствует М в других названиях (см. Закаменной), М здесь более похожа на Л. Четвертая и пятая буква несомненно Е и Н. Шестую можно прочитать как Н,  но в то же время она похожа на И. Седьмую можно прочесть как Е или С, восьмую и девятую как К и К и последние две ОЙ. Если взять вариант "Каменской рудн" то получается КАМЕННСККОЙ РУДН. Если же взять предполагаемые вторые буквы то получается ПАЛЕНИСККОЙ РУДН. Вариантов прочтения надписи много, но понять ее и точно расшифровать можно только по подлинной ее копии находящейся в нашем музее, а так же по картам используемым для стендов Управления городской архитектуры и находящихся в фонде 29 опись 2 ГАСО (данные по фондам ГАСО 60-х годов) Поэтому данную версию я называю версией с открытым кодом, проверить которую и поставить точку может любое лицо посетившее ГАСО и ознакомившееся с его картографическими фондами.

К
Территория рудника в 1996 году Снимок с трамплина
Нажать на карту для увеличения

Выводы 1. Искомый нами рудник был расположен на вершине и на южном склоне горы что находится справа от лога ведущего сегодня на Октябрьский поселок.

               2. Время его создания точно не установлено, но работы на нем были прекращены в первой трети 19 века.  Это указывает, что искомый рудник является   одним из первых рудников Каменского завода  как и  рудник  указаный в виде  разработок в северо западной части первой карте и имеющий свое название   согласно  последней приведенной карты - Барабинской железный рудник.

               3. Прекратив работу в первой трети 19 века искомый рудник постепенно вошел во все более расширяющийся     Закаменный рудник и его прежнее название  и местоположение было утрачено.

               4. Нынешний мотодром расположен на условной границе этого рудника и Закаменного рудника и если быть   более точным, то мотодром расположен все же  ближе к территории Закаменного рудника   и утверждение     Шевалева, что мотодром это и есть  бывший Поляниновский рудник скорее всего ошибочно.

               5. Судя по последней карте название искомого рудника не Поляниновский, а Палениновской, возможен  вариант Паленинов или Паленинный, либо Паленый.
 
              6. Относительно названия. Как писала газета Уральская неделя № 17 за 1896 год санитарное состояние поселка находится в отвратительном состоянии. Имеющиеся в поселке постоялые дворы через которые идут обозы на Екатеринбург и  Шадринск накапливают навоз и отходы и тогда когда их количество  превышает все допустимые пределы вывозят их на окраины города либо на реку Каменку, где все лето жгут их из за чего весь поселок находится в дыму.    Одним из таких районов  является Собачий бор куда вывозят так же туши погибших животных и просто бросаются в снег. Часть Собачьего бора начиналась именно от ямы нынешнего мотодрома и шла по направлению к Литейному заводу. Сегодняшний лес в районе стадиона Литейного завода остатки этого  Собачьего бора. Отсюда возможно появление названия рудника не от фамилии а от слов, "пал", "паленый". Яма мотодрома и в 40-50-х годах была местом свалки городских отходов.