в 1912 году в Каменский завод и деревню Байново.
1912 год. 21 февраля Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский с поездом Пермь-Тюменской железной дороги в 11 ч. 46 м. вечера отбыл из г. Екатеринбурга для обозрения церквей 2-го и 5 благочиннических округов Камышловского уезда и 4-го и 6 округов Екатеринбургского уезда.
На вокзал Преосвященного Владыку провожали секретарь духовной Консистории В.И. Соколов, Благочинные священники Ф. Коровин и М. Сушков, инородческий Епархиальный миссионер протоиерей Ал. Миропольский, Епархиальный миссионер-проповедник священник Ал. Здравомыслов, начальник станции В.Н. Гроздов, Помощник полицмейстера г. Екатеринбурга и др. лица.
Ночь была темная и теплая. Было всего 3 градуса холода, но дул сильный ветер. На вокзале рассказывали, что, не смотря на приближающуюся весну, народ продолжает ждать сильных холодов. Создалась какая то легенда от 120-ти градусных морозах, будто бы имеющих скоро наступить. Как ни невероятна эта легенда, но ей, оказывается, верят. Морозов ждут. В их скором наступлении убеждены. Бабы складывают дрова кучами в своих избах и сенцах, чтобы потом, когда ударит мороз, нажаривать печи, не выходя за дровами на улицу.
Конечно, таких морозов они не дождутся и скоро, смеясь, будут рассказывать о пережитых напрасных страхах. Весна идет. Её приближение чувствуется даже и в этом завывании ветра, которым так неистово пугает отживающая свои последние дни старушка зима. Злится ветер, с шумом ударяется о стенки вагона, бросает в окна снегом, но настоящего холода так и не может нагнать…
Наш истопник, очевидно, из числа верящих во внезапное наступление сказочного мороза, а потому так заботливо запасся теплом: в вагоне 22 градуса тепла.
Попросили прекратить топку и расположились на ночлег. Ночь провели спокойно.
Утро 22 февраля застало нас за Богдановичем. Из окон вагона виднелась унылая равнина покрытая тонким снежным покровом грязновато-серого цвета, образовавшегося от смеси снега со сдутым с полей черноземом. Леса настоящего не было, а то дело попадались мелкие кустарники и тощие небольшие рощицы молодого березняка. Около них снегу было побольше и он был белее. За то поодаль темные пятна оголенной ветром пашни казались еще зловещее, пробуждая в душе невеселые думы с будущим урожаем крестьянина.
Поезд идет медленно. Кажется: вот, вот остановимся. Говорят: большой подъем. Хотя кругом не видно и признака гор.
Вот на пути встречаются какие то станционного типа постройки. Раньше была, очевидно, здесь станция. Теперь она упразднена, и все 38-ми верстное расстояние, отделяющее ст. Богданович от Синарской, поезд идет безостановочно.
Томительно тянется время. Минуты делаются какими то длинными, длинными…
Но, чу! Свисток! Слава Богу: приехали!
Поезд опоздал чуть не на два часа, но об этом как-то тотчас же забывается. Приехали ведь, наконец, чего же надо.
В вагон входит Благочинный священник Алексеев, духовенство и старосты церквей Каменского завода, казначей монастыря монахиня Августа, Помощник Камышловского уездного исправника Р.К. Вильде, инспектор местного городского училища г. Титов и др. лица. Принимают благословение, поздравляют с благополучным приездом. В их сопровождении Архипастырь покидает вагон и выходит к экипажу.
Простая, крытая, ямщицкая кибитка, запряженная тройкою добрых лошадей гостеприимно принимаешь Архипастыря. В других экипажах размещаются благочинный, ключарь и помощник исправника.
Лошади трогаются с места. Звенят колокольцы, гремят бубенчики – неизбежная принадлежность местной ямщицкой упряжки. Вагон, с его грохотом, теплом и специфическим запахом, какой слышишь только проезжая по железной дороге, все это остается где то там назади и быстро вытесняется иными ощущениями, внезапно охватывающими.
Согласно маршруту, в Каменском заводе, где Владыка был не так еще давно, обозрения церквей не предполагалось, а потому на этот раз Его Преосвященство по селению завода проследовал без остановки. Народ, поклонами приветствовал проезжающего Архипастыря. Медленно спустились по высокому берегу на плотину и по мосту переехали через речку Каменку. У Троицкой церкви толпа обнажила головы, склонявшиеся при виде благословляющей десницы Архипастыря. Колокольный звон весело разносился по улице. Такой же звон лился с колоколен монастырской и кладбищенской церквей. У ограды монастыря, расположенного на высокой горе, темною лентою чернел длинный ряд монахинь.
Миновав здание больницы, выехали в поле. Дорога все время шла высоким берегом реки Каменки, то приближаясь к самому обрыву, то несколько удаляясь от него. Хвойный лес, покрывающий береговые склоны с той и другой стороны, красиво разделялся внизу белою лентою реки: вечно живые зеленые сосенки обступили плотною стеною с обеих сторон мертвую, белую, полосу, стоят и грустно кивают друг другу.
Гористый, правый берег р. Каменки, по которому идет дорога, верстах в 2-х от завода превращается в горную гранитную косу, по другую сторону которой течет р. Исеть. Коса эта заканчивается высокою скалою, увенчанною тремя причудливой формы гранитными сопками, и реки сливаются в одно русло. Вернее сказать: Каменка поглощается более многоводною Исетью и прекращает свое самостоятельное существование. Далее течет уже Исеть, по льду которой, благополучно спустившись с высокой скалы, продолжает свой путь до деревни Байновой мимо мельницы купца Соснина.
Д. Байнова прихода Каменской С.-Троицкой церкви. В ней до 200 дворов жителей. Есть часовня и около нее, на той же площади, церковно-приходская школа, у которой мы и останавливаемся. Его Преосвященство, встреченный у крыльца заведующим о. Вас. Победоносцевым, вошел в здание школы. Дети пропели «исполла», а потом по предложению Владыки, под руководством учительницы Бельтюковой – Отче наш и Царю небесный.
Здание школы, недавно, видимо, поставлено и довольно чистое и светлое, не недостаточно высокое. Собственно школою в нем занято три комнаты: прихожая, комната для младшего отделения и комната, в которой помещаются старшее и среднее отделения. Учеников 90 человек. Две учительницы и законоучитель диакон Холмогоров. Последнего, впрочем, не оказалось. Вместо него со старшим отделением занималась по Закону Божию его жена. Узнав, что задано, Владыка спросил одного ученика рассказать о Благовещении, а затем другого о Входе Господнем во Иерусалим. Дети рассказывают посредственно.
В том же отделении Владыка заставлял читать выученные наизусть стихотворения и читать по книге статью «Новгород – памятник тысячелетия России». Некоторые читают посредственно, другие же плохо.
В среднем отделении ученики читали статью «Сигнал». Читают против ударений, с ошибками. Владыкою рекомендовано учительнице приучать детей к правильному произношению слов и вообще усилить свои занятия с учениками.
По Закону Божию ученики 2 отделения отвечали удовлетворительно. Прочитали молитвы Св. Духу и утреннюю и рассказали о Сретении Господнем, прочитав безошибочно молитву Симеона Богоприимца. На вопросы из арифметики (сколько в сотне единиц? В сотне десятков? В 1000 сотен? и т.д.) ученики давали безошибочные ответы.
В младшем отделении читают все учащиеся кроме двух отставших. Знают некоторые молитвы, но не имеют никакого познания о Пр. Троице.
Владыкою просмотрены также тетради по чистописанию и диктовке в двух старших отделениях. Почерк, усвоенный учащимися, правильный.
Каждый из учащихся получил в благословение от архипастыря по одному шейному крестику на ленточке, и всем им, кроме того, розданы небольшие брошюрки и листочки религиозно-нравственного содержания.
Дети проводили Владыку пением «Достойно» и «исполла». Прощаясь с о. Победоносцевым, Его Преосвященство поручил ему уговорить жителей деревни переделать часовню в храм, тем более, что затраты на это приспособление будут небольшие а между тем они поведут к большим удобствам для жителей, ибо из трехштатного причта при Св. Троицкой церкви один каждое воскресенье и каждый праздник может приезжать сюда и отправлять Богослужение.
Интересуясь экономическим положением деревни, Его Преосвященство спрашивал собравшихся мужичков, как живется, и получил успокоительные ответы. Хлебец, хотя и не в большем количестве, но все же уродился. Да кроме того и заработки есть: в заводе, на мельнице и на постройке моста через Исеть, каковой строится на каменных устоях и будет представлять солидное сооружение.
построили только при советской власти в 50-х годах 20-го
века, а так же, что белые в 1919 году сожгли при своем
отступлении старый деревянный мост, однако оказалось,
что мост сожгли годом раньше не белые, а сами большевики,
причем сгорел только его деревянный настил.
Попытка белых осенью 1918 года его восстановить на прежних
бетонных устоях успехом не увенчалась.
Таким образом большевики в 1922 году на бетонных устоях моста
построенного еще при царском режиме лишь заменили на нем
деревянные конструкции и настил, а в 50х годах наростили устои
и установили на них железные фермы.