Кладбище на Торговой площади
История Каменских кладбищ естественно и неразрывно связана с заводом, и даже не имея под рукой каких либо исторических документов связанных непосредственно с кладбищами мы можем проследить их историю применительно к заводу и церквям. Если учесть что первые поселения существовали в этих местах еще в 80 х годах 17 века и исходя из «правды жизни» люди умирали и до построения церкви, то следуя этому должно быть определено место где они обретали свое вечное пристанище. Удобным для этого местом мог быть небольшой пригорок западнее первого поселения, которое было в районе нынешнего Гнилого угла.
К началу 40х годов набеги прекратились, надобность в оборонительных сооружениях постепенно отпала, в то же время пошел значительный рост выплавки чугуна. Завод требует рабочих и начинается постепенное расширение жилищных застроек за пределами даже оборонительной линии. К середине 18 века территория застройки начала подходить с юга к границам нынешней улицы Кр.Орлы. Содержать кладбище в пределах расширившегося заводского поселения уже не было возможности. Скорее всего, вот в этот отрезок времени захоронение было прекращено и было основано второе «верхнее» кладбище. Позднее рядом со старой деревянной церковью был выстроен Свято-Троицкий собор.
Город готовился к 300 летию Каменского завода и екатеринбургские археологи торопились успеть закончить свои исследования к предстоящим работам по благоустройству. Правда все благоустроительные работы свелись к закатыванию площади в бетон. После революции на площади еще сохранялись купеческие лабазы, но к 30-м годам их снесли и на площади в верхней ее части в 40-х разбили сквер. Сквер был любимым местом отдыха горожан. Особыми развлечениями он не баловал, но детскую площадку с качелями, песочницами, верандой он имел.
В 50-х вдоль забора окружающего собор, в то время в нем работала швейная фабрика, со стороны сквера лежало большое количество мраморных памятников. Откуда они там появились трудно сказать. Возможно они были с внутренней территории собора и при многочисленных переоборудованиях собора их просто выбросили за ограду фабрики. Подтверждением этого являются фотографии Торговой площади начала 20 века, будущей в дальнейшем сквером, начисто лишенной каких либо сооружений похожих на памятники. Некоторые старики говорили, что памятники привезли из женского монастыря, что звучит неубедительно, во первых зачем, во вторых захоронения у женского монастыря было небольшое и явно не соответствовало количеству памятников у забора. Но тем не менее, там они лежали до середины 50х и в один прекрасный день исчезли. Видимо были вывезены на свалку. Я до сих пор помню эти памятники с надписями. В то же время Правда один памятник остался. Это был невзрачная оцинкованная четырехступенчатая деревянная пирамида которая стояла с юго западной стороны собора на небольшой горке. К 60-м она совершенно заросла и с трудом на табличке можно было прочитать, что здесь лежит политрук полка "Красные орлы" Ведерников. В 1964 году могилу сровняли, а прах его был перенесен в ныне существующую братскую могилу бойцов полка. Фото старого памятника скорее всего не сохранилось. Лезть в заросли что бы сфотографировать табличку вряд ли кто решился, а снимать памятник во весь рост было невозможно, так как из за кустов его было совершенно не видно. Остался только рисунок.
К концу 18 века площадь нижнего кладбища была ограничена с севера припасными и хлебными амбарами, с запада конторой и тремя казенными домами, с юга строящейся каменной и стоявшей чуть ниже деревянной церковью и первыми торговыми лавками. С востока первыми домами Гнилого угла. Захоронения на нем все же продолжались, но ограничивались, видимо, только захоронениями церковных особ у самого собора. Деревянная церковь сгорит в 1815 году. Однако строить на территории нижнего кладбища до 1917 года ничего капитального не будут. Постепенно эта территория становится Торговой площадью поселка. Да и наши советские предки, уничтожив еще сохранившиеся подле собора надгробия, частично саму церковь и сделав на месте Торговой площади сквер не посмеют потревожить захоронения на ней. И лишь мы в 2001 году браво закатаем их в бетон, не поставив там даже указателя о том, что под нашими ногами лежат не только защитники, но и первые строители города, зато пойдем праздновать 300- летие города и возносить хвалу им же - первым строителям города!!! И будут там нынешние святые отцы, махать кадилами, кропит часовню…и петь церковные гимны сему действию. Кощунство! Не правда ли?
Верхнее Покровское кладбище
Это "верхнее" кладбище просуществовало примерно с середины 18 века до 1939-40 года. Второе «верхнее» кладбище было открыто в 50х годах 18 века или чуть ранее. Вполне возможно, что верхнее и нижнее кладбища существовали некоторое время вместе, и нижнее было закрыто по мере застройки заводской площади. Единственным свидетельством о первых захоронениях на "верхнем" кладбище является чугунная плита найденная при расчистке территории около самой церкви. На ней указывается погребение 29 июля 1755 года дочери гитенфорвалтера Ивана Черницина Дарьи. После строительства на нем в 1883 году кладбищенской церкви освященной 18 июня 1885 года как церкви Покрова Божьей Матери, а затем и колокольни построенной в 1905 году, кладбище получило название Покровское. Оно по времени захоронений делилось на старое и новое. Более старое захоронения проходило по алтарю Покровской церкви и граничило с запада территорией Сенной площади (Базарной, а потом пл. Всеобуча). С востока оно проходило по территории РСУ, с севера выходило к улице К.Орлов. От алтаря к югу к реке шло более позднее захоронение. Первый раз я побывал там в 1953 году, приехав к деду Прокопию Ивановичу, который к этому времени перебрался из Лесхоза на ул.Урицкого. Старого захоронения в его границах уже не было, в 30-х годах там построили ВДПО, а уже позднее в 60х РСУ. О существовании старого захоронения я узнал сравнительно недавно, когда один из жителей мне показал канаву, где до сих пор зарыты мраморные плиты надгробий со старого участка. Надгробий с южной стороны церкви было много, но мраморных плит там к 1953-55 году почти не было. В основном торчали остатки кованных или литых крестов и небольшое количество пирамид со звездочкой. За пирамидами еще ухаживали. Кладбище поражало отсутствием насаждений. Унылая, идущая к реке степь, вся в небольших холмиках с тянувшимися из земли изуродованными чугунными руками надгробных памятников.
Фекла Андреева пишет, что всех ссыльных хоронили там на этом южном участке. А ее воспоминания относятся к 1928-1940 году. В 1964 году к нижней церкви под стелу перенесли прах Якова Овсянникова, Прокопьева, Тарских умерших в середине 30 годов и первоначально похороненных на втором верхнем кладбище. Правда потом выяснилось, что прах Тарских был перенесен с третьего Ивановского (шахтного) кладбища. Он умер позднее и был похоронен на третьем кладбище. Скорее всего Покровское кладбище было закрыто перед войной или во время войны. Но тогда куда хоронили нашу память, которую мы никогда не должны забывать – бойцов Отечественной войны умерших в госпитале 3 школы? Скорее туда же, на Ивановское т.к. на территории Покровского кладбища никаких захоронений бойцов я что то не припомню. Правда ближе к середине кладбища в западной его части около болота стоял мраморный памятник со звездой. Что было написано на нем не помню, что то связанное с красногвардейцами, по крайней мере так говорили. Была ли это могила Овсянникова и Прокопьева или это была могила 6 бойцов ЧОНа сегодня уже не вспомнишь. Сегодня на этом месте стоит вспомогательный корпус котельной. К 50-м годам вокруг кладбища уже не было кирпичной стены с чугунным орнаментом тянущейся от церкви до Могильного камня. Территория по западному краю была застроена бараками, с востока конным двором или фермой, керосиновой лавкой и бараками. По памяти можно восстановить что было там в далеком 1955 году.
Первоначальная схема нарисованная по памяти
Память рисовала внешний лишь вид бараков и кладбища упуская детали и я поехал туда. Спасибо местному жителю Анатолию Медведеву жившему в 50 метрах от этого кладбища. Совместно мы восстановили где примерно стояли бараки, где было болото и памятник красногвардейцам. К сожалению Анатолий так же не помнил, что было написано на этом единственном мраморном памятнике, он считал, что это был памятник Овсянникову и Прокопьеву. Памятников войнам Отечественной войны он не помнил. Мы набросали более точное расположение бараков. Оказалось, что в годы войны бараки по четной левой стороне строили для вольнонаемных, строили ЗК которые содержались в церкви. Бараков было много, но сегодня осталось только 4 постройки и здание детского сада.
Более точная схема после консультации с местными жителями
Теперь перейдем к тому когда что появилось. Нижняя фотография относится к самому концу 19 века. Фото сделано со стороны Сенного рынка в сторону заводской больницы. Виден забор ограждающий рынок от северной части кладбища. От рынка к больнице ведет тропинка в конце которой виден второй этаж второго деревянного корпуса больницы. Вся территория северной части кладбища заросла старыми соснами.
А теперь снимок 1928 года. Вся территория от больницы до Покровской церкви лишена растительности, у церкви молодая поросль деревьев, а от деревьев, что на северном участке Покровского кладбища лишь кое где в верхней части остались крупные сосны. Справа от церкви дома и нет никаких бараков. Отсюда можно предположить, что началось уничтожение северной части кладбища. Спилили деревья и где то в начале 30х сровняют все еще видимые могилы и построят ВДПО.
Теперь фото первой половины 60-х годов. Слева в районе будущей телевышки появились бараки построенные в 30х для спецпоселенцев. РСУ еще нет, но ВДПО на месте северной части кладбища уже построено, рядом с ним стоит легендарная чайная - прибежище все участников и инвалидов ВОВ, перед церковью остаток базарных торговых навесов, а справа от церкви видны три крыши бараков, тех что строили заключенные. Он плохо видны, но различить можно.
На этом снимке второй половины 60х уже нет базарных навесов, но ларек в правой части базара еще существует. На месте бараков у будущей телевышки появляются первые строения РСУ, зачастую приспособленные из бывших бараков. От северной части кладбища нет даже следа. На его месте стоит ВДПО. Справа от церкви видна остроконечная крыша барака.
Итак северная часть кладбища стала уничтожаться со второй половины 20х годов и к середине 30-х годов полностью уничтожена и начала застраиваться, сначала ВДПО, затем слева от него РСУ. А что же было на южной стороне кладбища. К сожалению фото только одно. Оно конца 50-х или самого начала 60-х годов. Снимок сделан с другого берега Исети и имеет из за отдаленности небольшое искажение перспективы.
Почему я так подробно о казалось бы не особенно важных подробностях ,тем более, подробностей связанных с кладбищами? Дело в том, что по иронии или судьбы или человека история Покровского кладбища оказалась тесно связана с сегодняшним днем. Об этом я скажу чуть позже, а пока, любезный читатель, прошу обратить внимание на последний верхний снимок конца 50-х. Вот в таком виде я увидел впервые это практически пустое кладбище. Могил уже почти нет, влево виднеется единственный памятник, а так бугорки и вросшие кое где в землю поваленные и разбитые могильные основания. Вдалеке влево видны еще сохранившиеся бараки. Они доживают последние годы. К середине 60-х их снесут полностью. Пару о слов о этих бараках со слов местных жителей. К началу 40-х годов церковь оказалась брошенной и полностью разграбленной, в ней гулял ветер и лишь со стен кое где еще взирали лики святых. Где то в начале 40х в церкви временно разместили заключенных, для каких целей они были там размещены неизвестно и пробыли они там недолго довершив дело разгрома церкви. Силами этих заключенных началось строительство небольшого, как сегодня модно говорить, микрорайона. На западной стороне ул. Революционная выросли бараки для вольнонаемных с центральным зданием детского сада. Сегодня от всех этих бараков осталось три здания и несколько зданий чуть западнее по ул. Чапаева (на уточненной схеме это здания под № 7-10, Дет.сад). После попытки заключенных вырыть из церкви подкоп, по восточной стороне начали строить бараки для самих заключенных ( на уточненной схеме это здания под № 1-6). Последние здания были обнесены колючей проволокой. Около 1946 года заключенных вывезли, забор убрали. На фото конца 50х годов эти здания еще стоят. Справа видны остатки какого то подсобного хозяйства, чуть выше керосиновая лавка, так же доживающая последние годы. Примусы нашего детства постепенно уходили в прошлое. В 1946 году в самой церкви разместили базу "Росторгодежда", которая благополучно просуществовала в ней до 1 февраля 1992 года. Правда есть непроверенные данные, что база появилась в церкви чуть позже в начале 60-х, а заключенные строили бараки в середине 30х годов. Возможно это была попытка создать компактное поселение горняков, недаром есть свидетельства о попытке приспособления церкви в 1936 году под клуб Горняков.
Зрелище для меня тогда было печальное и я постарался забыть о нем. Через семь лет я уехал с Наземки. Прошло чуть более 20 лет и однажды во время работы в Горисполкоме мне понадобилась машина, я уже не помню куда я собирался ехать, но ехать было надо. Работа есть работа. Свободная была машина зам.пред горисполкома Николай Нектарович Климченко, он то же куда то собирался и согласился взять меня в качестве пассажира, но с условием. что он заедет на стройку. И мы приехали... на старое Покровское кладбище. То что я там увидел сразило меня напрочь. Остатков памятников уже не было, а посреди кладбища зияла выкопанная громадная яма, в ней монтировалась арматура, стояли опалубки и... в кучах земли и из стенок ямы то там, то здесь торчали остатки досок и костей. Кое где белели черепа. На обратной дороге я спросил Климченко: "Что здесь строят?" "Котельную УПКБ" -был ответ. Всю дальнейшую дорогу мы молчали. Наверно история на этом бы и кончилась, если бы вечером того же дня придя домой с работы я не обратил внимание на мальчишек бегающих у строящейся девятиэтажки с палкой на которой что то было надето. На палке был череп, обычный человеческий череп. Разговорчивые мальчишки пояснили, что к девятиэтажке для подсыпки фундамента откуда то возят землю, а в ней и кости и черепа. И я все понял, понял откуда. Знал бы я тогда, что лет через 10 я буду жить в этой самой девятиэтажке.
Прошло еще с десяток лет, наступили лихие 90-е и однажды в областной газете я увидел статью корреспондента который ранее работал в газете нашего города. Она возвращала нас в 80-е к той самой Покровской церкви, к той самой яме. Конечно вместо ямы там уже стояло два больших корпуса котельной. Вот эта заметка.
Было ли разорение могилы шести красноармейцев, разорением единственной могилы стоявшей в 50-е около болота, я не знаю. В 1964 году Урал праздновал 45 летие освобождение Урала от Колчака. Празднование было организовано широко, собрали еще живых участников полка Красных орлов, из Москвы приехал маршал Ф.Голиков. Празднование шло по маршруту военных действий полка, сначала в Катайске, затем в Каменске. Горком КПСС и Горисполком приняли решение эксгумировать останки П.М.Тарских, Я.Ф. Прокопьева и Я.Е. Овсянникова и похоронить их в могиле П.В. Ведерникова находящейся на территории сквера. Однако позднее решение было изменено и братскую могилу решили сделать в новом месте, там где они лежат сегодня. Последние двое были похоронены на Покровском кладбище и там была проведена их эксгумация. Автору не удалось присутствовать при этом мероприятии, т.к. меня более интересовала могила Ведерникова и на этой эксгумации я был. Теперь вряд ли уже кто скажет где на кладбище находились эти могилы, или в могиле красноармейцев ЧОНовцев или отдельно. Похоронили их при громадном стечении народа, выступал Голиков, дали три залпа из СКСов. Чуть позднее сделали стеллу с бронзовой доской, которую в 90 - х сняла тогдашний директор музея Н.Г. Шестернина, заменив ее на грубую чугунную с иной надписью. Случайно сохранилось любительское фото с первоначальной доской.
Под сурдинку празднования ряд граждан смогли перенести останки своих родных на новое Ивановское кладбище, но таких было еденицы. Отсюда скорее всего и пошла сегодняшняя легенда о перезахоронении участников ВОВ. Теперь о нынешней мистификации. В 1993 году на территории Покровской церкви появилась безымянная могила, набожные старушки говорили, что в ней похоронен какой то церковный иеарх, другие что в ней кости неизвестных обнаруженные при восстановлении самой церкви.
Мистификация
Совершенно неожиданно, через два года в апреле 1995 года на безимянной могиле появилась доска с надписью "Им родина вся Россия, погостом Каменская земля 1941-1945 год" и далее 12 фамилий. Текст был нейтральный, и крест можно было принять как поминальный о войнах умерших в госпитале Каменска в период войны 1941-1945 года. Если бы не одно "но", таблички лежали на самой могиле и превращали поминальный крест в могильный. И действительно уже в начале 20-х годов 21 века о кресте стали писать как о могильном, причем рупор нынешнего мэра Е.Шеремет объявила всем, что это могила умерших войнов, там они яко бы и похоронены. Церковь молчала. Приведу лишь выдержки из сообщения Е.Шеремет
"12 мая фронтовики, труженики тыла, члены общественной организации «Предприниматель», ветераны боевых действий и члены поискового отряда «Исетская застава» почтили память воинов, которые с 1941 по 1945 годы лечились в эвакогоспитале № 3118 и умерли от тяжелых ранений.
Церемония прошла у мемориала церкви во имя Покрова Божией Матери: 16 воинов разных национальностей были похоронены в 1943 году на кладбище около церкви. Их останки перезахоронили в 1997 году, а во дворе храма установили поминальный крест и гранитную плиту, на которой высекли их фамилии и инициалы.
Точно никто не знает, сколько солдат, умерших в госпитале от тяжелых ранений, похоронено на кладбище Покровской церкви. Председатель совета ветеранов трубного завода Алла Макарова, которая занималась этим вопросом, говорит, что их было пятьдесят. Руководителю поискового отряда Алексею Кузнецову пока удалось найти в Подольском архиве Министерства обороны данные о пяти воинах.
«Очень важно, что среди молодежи есть неравнодушные люди, которые активно помогают восстановить историческую справедливость и вернуть доброе имя солдат, - отметил глава города. – Не передать словами радость родных, спустя 70 лет получивших известие о том, где похоронен их дед или прадед. Все эти годы они считались без вести пропавшими. Искреннее спасибо за ту кропотливую работу, которую Вы делаете»".
Хорошие слова сказал мэр о родных получивших известие о том, где похоронены их родные, хотя это было его заблуждение. Мэр мог не знать всех подробностей поиска, но журналист пишущий об этом в силу своей профессии должен был проверить, посмотреть документы о захоронении прежде чем оповестить об этом всех горожан. Ребята занимающиеся поиском имен несомненно молодцы, только в их документах не указано конкретное кладбище где произведено захоронение. Мало того существовала еще одна группа поисковиков, назовем ее "полевики". Они меньше занимаются архивной работой, а более работают в поле, на местности. Они обследовали Ивановское кладбище, т.к в одном из их документов о захоронении конкретных лиц указано и кладбище - "Новое". А Новым было Ивановское (шахтное) кладбище. Мало того они нашли там захоронения 1941-1943 года и даже предполагаемый участок где могли быть захоронены умершие войны. Но тогда откуда тогда пошло утверждение о захоронении на Покровском кладбище? Оказалось, что информация идет от бывшего зама главы города Э.И. Емельянова. Последний очень неохотно пояснил, что:... якобы когда рыли котлован они нашли там отдельное захоронение этих солдат и решили по-людски перенести кости к церкви.... были надгробия с табличками, и фамилии на плите у церкви именно с них и переписаны." Это несомненно ложь! Какой котлован? Котлован под котельную? Но когда рыли котлован под котельную о господине Э.И. Емельянове никто в городе и не слышал, он появился на политическом небосклоне города только через десять с лишним лет. Во вторых если автор в 50-х видел кладбище в полностью разграбленном состоянии, то возникает вопрос: какое состояние его было через 30 лет? Мало того, судя по газетной заметке памятников на нем к моменту строительства котельной в начале 80-х уже не было и как мог Э.И. Емельянов или кто то иной переписывать фамилии с несуществующих памятников? Отношение тогдашней власти к могилам ясно показывает газетная заметка.