15:26 Шахта "Красный горняк" незаконченная статья. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все в нашем городе, да и в стране делается спонтанно. Особенно мы любим красные даты и юбилеи. Маячит впереди какой либо юбилей, но все молчат ждут и... мгновенно оживают когда из центра или из области приходит соответствующее указание. Так и на сей раз за полгода до празднования Дня 70 летия Победы пришло указание готовить к юбилею соответствующую книгу о Каменске военных лет. Все десять лет с прошлого шестидесятилетия никакой целенаправленной работы в этом плане в городе не проводилось, никто этим вопросом не занимался, но задача поставлена за 6 месяцев найти материалы, подготовить их и книгу издать. Бедные работники музея на которых немедленно возложили обязанность предоставить материалы и никакие нибудь старые, хранящиеся в фондах и ранее используемые для публикации, а новые неизведанные и еще фактически не найденные. Собрали краеведов попросили помочь, кто что знает. Пришлось помогать. Родилась статья о шахте "Красный горняк" работавшей в годы войны в нашем городе. Писать о количестве тонн угля выданного на гора в годы войны, о героизме работников тыла откровенно говоря не хотелось. Сколько уже таких юбилейных статей мы видели в прежних изданиях. Тем более о шахте которая прекратила свое существование 60 лет назад и о которой практически никто уже не помнит. Писать следовало с ее истории постепенно уже переходя к ее деятельности в годы Отечественной войны. Так родилась эта статья. Однако статья не понадобилась история шахты не вписывалась в юбилей и осталась в незаконченном виде лежать у авторов. Сегодня я ее публикую в том незаконченном виде. Шахта "Красный горняк"
Авторы В.Сидоров
Разведка и открытие каменноугольного месторождения в окрестностях нашего города связано с проблемой топлива для чугунолитейного завода, поскольку уже в конце 18 века все окрестные леса вокруг Каменского завода был вырублен под корень. Лес шёл на изготовление древесного угля, необходимого для производства чугуна, а так же для отопления частных жилых и казённых зданий.А.Юровский О наличии угольных пластов расположенных в районе д.Окулово и тянущихся к северу к Каменскому Заводу и далее было известно еще в 1801 году. Первооткрывателями этих пластов были безвестные жители Каменского Завода и окрестных деревень. В сороковых годах 19 века исследованиями наличия угля занялся известный естествоиспытатель палеонтолог бывший академик Российской Академии наук , а с 1827 года чиновник по особым поручениям Горного Департамента Христиан Иванович Пандер. Пользуясь тем, что уровень каменского пруда в знойное лето 1842 года значительно понизился он пробурил на берегах пруда несколько шурфов и заложил одну шахту на глубину 28 футов. Уголь в верхних пластах был, но был ломкий, однако более глубокий шурф глубиной 128 фута вышел на пласт с углем «посредственного достоинства». В дальнейшем свои исследования Пандер перенес в район тогдашнего села Сухой Лог. Разрабатывалась ли заложенная им шахта в дальнейшем мы не знаем, вполне возможно, что этой шахтой была шахта под нынешней 1-й школой вход в которую был завален в 60-х годах прошлого века. Одно несомненно, что поиски и разработки угля в Каменском Заводе продолжались и весь последующий период, однако носили они чисто разведочный случайный характер. Есть предположение, что существовала угольная шахта на Наземке. По крайней мере в 50-ых годах 19 века в окрестностях Каменского завода около д.Брод на берегу Исети была пробурена скважина глубиной около 200 метров. Скважина пересекала около 6 пластов каменного угля. (заметка для автора - 1862 год) В начале 80-ых годов 19 века Горный Департамент командировал в Каменский завод горного инженера Гебауэра Ф. Ю. для геологических изысканий и разведок на каменный уголь, которые дали в перспективе положительные результаты и в 1883 году, по распоряжению Горного Департамента, инженеру Гебауэру Ф.Ю.были выделены средства на проведения необходимых работ для подготовки к добычи угля. Подготовительные и разведочные работы продолжались по 1891 год. В результате чего Горному Департаменту был представлен полный отчёт по Каменской каменноугольной копи. Из отчёта следовало, что после производства намеченных подготовительных работ, обозначенных в рапорте ежегодная производительность Каменской копи может достигать до 50 тыс. тонн угля. Однако Каменский уголь требовал обогащения, с целью придания ему удовлетворительных качеств, так как, по мнению Горного Учёного Комитета произведённые Гебауэром опыты нельзя было считать достаточными и окончательными. В конце 1891 года Гебауэр был командирован для ознакомления с приёмами обогащения и коксования каменных углей в Бельгию и Францию. По возвращению из командировки он направился в Каменский завод, но лишь затем что бы закрыть работы по добычи угля на каменноугольной копи. Вероятные причины-почему добыча угля не получила широкого применения в конце 19 века сводились к следущему. Финансирование работ шло мелкими частями, и не всегда вовремя. К тому же оно осуществлялось после долгой и утомительной переписки. В результате чего Гебауэр не мог выяснить –какие работы ему начинать и в каком масштабе. Работы – по результатам финансирования носили скорее кустарный характер, а угленосный слой был разведан в полном обьёме лишь на глубину около 60 метров. К тому же Гебауэр в то время был, пожалуй, единственным компетентным специалистом по каменному углю на Каменской копи. В его распоряжении не было горных специалистов. Он совмещал в одном лице инженера, мастера, десятника, маркшейдера. При таких условиях значительная часть угля попадала в отвалы с пустой породой, а пустая порода смешивалась с каменным углём , увеличивая его зольность. В то же время за 9 лет работы из шахты было, судя по статье Д. Карасева опубликованной в техническом и профессиональном журнале «Уральский техник» в 1916 году поднято и складировано на поверхности к 1891 году около 35 тысяч пудов угля, переработать которые Каменский завод не мог, а вывозка его на иные заводы в отсутствие близлежащей железной дороги было не выгодно. Даже к 1909 году гора угля была достаточно большая, что подтверждает известный снимок Прокудина Горского. По свидетельству Д.Карасева посетившего шахту в предвоенный период шахта пришла в упадок и не работала. Великая война 1914 года вновь поставила вопрос об угле и топливе для Каменского чугунолитейного завода, и в 1916 году, была предпринята очередная попытка «оживить» некогда казенную и заброшенную Каменскую каменноугольную копь. Вопрос о топливе для Уральских заводов был настолько серьёзным, что Особое Совещание о топливе решило завести на Урал уголь из-под Томска водным путём в количестве 60 тыс. тонн. И вопрос о стоимости такой операции стоял на последнем месте. Реализовано ли было это решение в части снабжения углем Каменского завода неизвестно, т.к. ввиду начавшихся военных действий доставка угля в тылу по железной дороге была не только затруднительна, из-за дефицита подвижного состава занятого перевозкой войск и техники, но и общего лимитирования Правительством всех грузовых перевозок. Доставка же угля речным способом оказалась технически сложной, и невозможной без промежуточных железнодорожных перевозок. Выход был найден лишь в июне 1917 года, и фактически бесхозная и бывшая казенная копь обрела нового хозяина в лице управляющего заводом Н.С. Жебелевым который заменил ушедшего с завода прежнего управляющего Людвига Викентьевича Лесневского. Особым совещанием на восстановление был испрошен кредит в сумме 100 тысяч рублей. Во второй половине 1917 года шахта заработала, однако начавшаяся революция внесла свои коррективы в судьбу старой шахты. Уже в марте 1918 года распорядителем всех дел на заводе становится Деловой совет, где Жебелеву достается лишь должность технического управляющего. Затем Гражданская война и разруха, попытки оживить завод, борьба за его сохранение и…в 1923 году остановка завода и в 1926 году его ликвидация. После Гражданской войны 70% шахт оказались разрушенными, не пригодными для эксплуатации, отчего в стране сложилось тяжёлое положение с топливом. Разработанный в 1920 план ГОЭЛРО предусматривал увеличение за 10-15 лет объёма добычи угля до 62,5 млн.тн. К сожалению в городских архивах и архивах предприятий нашего города авторы не нашли каких-либо документов, касающихся работы шахты в период с 1919 по 1939 год. Нет упоминаний о ней и в партийных и комсомольских документах этого периода, равно как и в документах касающихся формирования красногвардейских отрядов 1918 года. Не улучшило положение и перевод мелких шахт в подчинение аппарата Полномочного представителя Главного топливного комитета ВСНХ по Уралу, последующие его реорганизации и ликвидация Постановлением Уралпромбюро ВСНХ 28 августа 1923 года. В 30-е годы небольшой поселок шахтеров возникший около шахты в 1916-1917 годах постепенно ветшал и сюда в основном в 20-х заселялись вернувшиеся в завод беженцы Гражданской войны, а в 30-х поселок стал понемногу исчезать. После постройки в 1936 году новой 4 позднее 32 школы, имевшаяся в поселке деревянная школа была демонтирована спецпоселенцами и перевезена на Мартюш. Однако интерес к старой шахте и ее углю не пропадал, власть все же интересовалась этим. Нами был обнаружен план, составленный советским геологом И.И. Горским в 1920-1921 годах, на основании чертежей и схем Ф.Ю. Гебауэра. Однако, несмотря на «интерес», до начала второй половины 30-ых годов шахта, видимо, не работала. Все изменилось в связи с решениями о строительстве в городе Синарского Трубного завода, Уральского Алюминиевого комбината и ТЭЦ. В первой половине 1939 года началось восстановление шахты и в сентябре этого же года шахта вновь заработала. У шахты появилось новое название - «Красный горняк» ( до революции она называлась «Ивано - Павловская»). В 1932 году была запущена железная дорога Свердловск – Синарская 2, что в дальнейшем уже в годы войны в 1942 году позволило проложить ответвление до шахты от современной станции «Кунавино» через будущий пос. Ленинский. Административные здания и главный вход в шахту располагался недалеко от современного пионерлагеря «Три пещеры» и к началу войны там выросли деревянные здания шахтоуправления, мастерских, магазина, бани. Чуть южнее ближе к берегу Исети в лесу располагался склад динамита. Шахта имела 3 горизонта глубиной 30, 60 , и 120 метров. Территория шахты «Красный горняк» разрабатывалась в квадрате, ограниченном д.Брод- современная ул. Свердловская-р.Каменка- район Шахтёрского переулка. С началом войны в шахте работают в основном вольнонаёмные граждане, в редких случаях к вспомогательным работам привлекались спецпоселенцы. Однако с началом Великой Отечественной войны значительную часть вольнонаемных призвали в Красную армию и отправили на фронт, что повлекло за собой дефицит рабочей силы. В то же время на Урал и в наш город массово эвакуировались предприятия оборонного значения. 30 июня 1941 г. при Совете народных комиссаров СССР был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы, а на местах специальные бюро Комитета. Свободные рабочие руки решено было взять в Среднеазиатском военном округе, где начали формироваться строительные батальоны . Служба в них приравнивалась к военной и комплектовались они по призыву из военнообязанных старших возрастов и негодных к строевой службе. Комплектование производилось в экстренном режиме в большинстве своем из лиц, проживающих в сельской местности. Из-за спешки людям зачастую не выдавали теплую одежду и обувь Так как там считали что ее выдадут по приезду на предприятиях, а на местах считали , что ее должны выдать на призывном пункте. Поэтому рабочие часто приезжали в холодный климат в одних хлопчатобумажных халатах и тюбетейках. Только в Узбекской СССР в течение 1941-1943 годов было мобилизовано более 155 тысяч человек. Из них, по данным на 15 апреля 1943 года, в Свердловской области прибыло — 15131 узбеков. Сколько узбеков прибыло в Каменск сегодня трудно установить – документы отсутствуют. По рассказам жителей их было от 30 до 50 человек. Это примерно соответствует одной трети лиц работающих на шахте. Прибыли они совершенно не экипированные по нашему климату и с великим трудом стараниями и администрации шахты и местными жителями были обеспечены по принципу «кто что можеть дать». Поселили их в старые еще сохранившиеся шахтные бараки и использовали на вспомогательных работах. Работали они по свидетельству стариков добросовестно и в общей трудовой победе над врагом есть и их немалый вклад. Была еще одна проблема с выходцами из Узбекистана, и проблема заключалась в том, что они по физическим и религиозным основаниям не могли употреблять обиходной у нас в те годы пищи. Они не ели рыбу, капусту, грибы, мясное, то есть, то, что можно было отоварить на продуктовые карточки или получить в скудных рабочих столовых. Зачастую свои продуктовые карточки они продавали в надежде увезти на родину полученные деньги. Климат так же не шел в пользу узбекам, начались простудные заболевания принявшие характер эпидемии и к лету 1943 года большинство из них скончалось. Старики говорили, что похоронены они в братской могиле на старом Ивановском кладбище и над могилою насыпан холм. В течение последних двух лет группа энтузиастов краеведов пыталась найти этот холм, что бы хоть как то увековечить их память, однако безрезультатно. Документы кладбища сгорели после войны вместе со сторожкой. Оставшиеся в живых выехали по месту прежнего жительства. Рисунок 1942 года «Каменск.Обмороженный узбек»
Их место заняли советские немцы ранее работавшие на СТЗ и УАКе. В 1942 году трудовые батальоны сформированные в начале войны из высланных советских немцев жителей Кавказа, Поволжья и немцев отозванных из Красной армии в эти батальоны, были на указанных предприятиях расформированы. Этим и объясняется обилие советских немцев в штате шахты.Автор М.В. Дистергефт Сегодня они незаслуженно забыты и пусть даже неполный их список 1944 года будет памятью о них: (Список взят из списочного состава общежития шахты ул. Революционная барак 13 комната №1. Барак этот принадлежал Горкомхозу и был арендован у него шахтой. Бараки частично сохранились до сих пор, но планируются к сносу в связи со строительством нового моста через Исеть. Во время войны напротив общежития шахты на старом Покровском кладбище располагался лагерь для заключенных переведенный сюда с УАКа. На УАКе територрия их бывшего лагеря была передана под лагерю военнопленных.)
Директором шахты, а к этому времени она носила название «Красный горняк», в течение 1942-1945 год был Г.Е. Науменко, снятый с работы уже после войны приказом Народного комиссара местной топливной промышленности А.Прокопьева за невыполнение его приказа о переводе работников «Красного горняка» на другую шахту и отправленного в распоряжение «Ростов-Дон уголь». В эти же годы главным инженером работал Д.Н. Иванов, главным бухгалтером Вертячко, механиком шахты Сонкин, нормировщиком Антропова, начальником техснаба Нестеров, начальником погрузочно-разгрузочных работ В.П. Плешков, кладовщиками Овсянников, Лачихин, электриком шахты Вайсенбург Ф.О. Горными бригадами шахты в разное время руководили И.Н. Карелин, В.П. Плешков, А.А. Горст, Гейдеман, А.П. Наумов, Г.И. Мальцев, К.И. Гель, И.А. Карелин, Пахомов, Рознер. В бригадах трудились рабочие: А.А. Вольганд, Р.О. Тукнайнен, Вальтер, Лянг, Гааг,Бауер,Шват,Ламберг, Рюэль и др. Во вспомогательных: Крысинов,Дунин,Гришин, Синельников. Всех перечислить невозможно из-за неполноты найденных документов и авторы приносят извинения за отсутствие у многих фамилий имен и отчеств. Так эти лица были записаны в найденных документах. Возможны и ошибки в написании немецких фамилий. Общее количество рабочих и служащих шахты к 1944 году не превышало 120 человек. Сюда входили как и сами рабочие основных профессий (катали, перекидчики,забойщики, слесари,электрики, столяры, плотники) так и работники других специальностей,не связанных напрямую с добычей угля, но состоящих в штате шахты. Это кладовщики, грузчики, сторожа посевов и «огородные»( у шахты было своё подсобное хозяйство), конюхи, водители автомашин, комендант общежития, и даже перевозчики на переправе через р.Исеть , последние обеспечивали перевозку рабочих шахты и иных граждан города через реку Исеть. Где то после войны переправа была передана Бродовскому сельсовету и один из авторов еще застал и пользовался этой переправой, представляющую из себя достаточно вместимый баркас на корме и носу которого стояли ролики по которым скользил трос натянутый от одного берега к другому. Пассажиры брали рукавицы и тянули за трос. Так и перебирались с одного берега на другой. _______________________________________________________________________ Заметки авторов к статье надо расскрыть!!!!! Распорядок дня, смены и дать немного цифр. Потом вопросы -по Горсту -По шахте На этом статья заканчивается. Надеемся, что в дальнейшем мы сможем ее закончить и опубликовать в краеведческом сборнике. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |