Мосты в поселке
Каменский Заводъ
За всю история Каменска мостов в нем считая и временные было около 12. По крайней мере это те что мне известны или которые я видел. Они рождались и умирали вместе с эпохой или необходимостью в них. Некоторые из них были капитальные и о них мы расскажем справа в продолжении темы, другие временные, как правило это мосты подвесные маленькие многократно подвергаемые перестройке и ремонту от которого облик их часто менялся. Расскажем сначала о них.
![](/Most/94422-640x480-.jpg)
Я не претендую на полное освещение темы и расскажу о наиболее известных из них, которые я видел или знал по истории поселка, при мне уже города, это:
1. Подвесной мост через Каменку в районе Нового Завода
История его неизвестна и появился он скорее всего после строительства и пуска в 1932 году железнодорожной ветки Свердловск - Синарская Вторая и начала строительства трубочно завода им Кабакова (СинТЗ). Вряд ли до этого в этом районе были какие либо мосты, перейти Каменку в этих местах чуть выше по течению в то время можно было по камням, практически не замочив ноги. Мост достаточно длинный и с большим уклоном к западу.
![](/Most/na_novyj_zavod-640x480.jpg)
2. Подвесной мост через Каменку в районе Ж.Д. моста
Он так же мало изучен. Неизвестен и год его сооружения. По рассказам старых жителей Ленинского поселка ранее он был ниже по течению в районе лодочной станции СинТЗ. Устанавливался он для работников Мостоотряда которые строили в начале 30-х железнодорожный мост под первую колею железной дороги Свердловск-Синарская Вторая. Мостоотряд располагался на большой поляне на левом берегу Каменки. По нему жители Ленинского добирались на работу в Мостоотряд и на СинТЗ. Лишь позднее где то в 50-х в связи со строительством второй колеи железной дороги его перенесли ближе к железнодорожному мосту. В районе лодочной до сих пор среди камыша торчать остатки его металлических элементов.
3. Мост через Каменку в районе бывших провиантских складов
Это наиболее старый мост в поселке. судя по схемам и старинным гравюрам он существовал "всегда" т.е. с момента основания поселения.
![](/Most/karta.png)
Пишу "всегда" в кавычках, т.к. почти на всех старинных планах он отмечен. Был он деревянный пешеходный ,при каждом половодье его сносило, но его каждый раз восстанавливали, т.к. по нему велось прямое сообщение с Байновской горой и Калухой и главное по нему в старые времена шла на работу на чугуно-литейный завод вся восточная часть поселка. "Западники" добирались на работу через плотину.
Был правда период когда мост определенное время не существовал. Скорее всего это период конца 40-х. Есть фото 1949 года и на нем моста нет. Скорее всего вспомогательные цеха УАКа начавшие разгром старого завода в 30-х к этому времени съехали с его территории, а коммуникационные службы СинТЗ еще не довершили разгром завода, который к концу 40-х превратился в простые мастерские ширпотреба, поэтому и мост был никому не нужен.
Однако рост Трубного поселка и перспектива выхода его на южную сторону железнодорожной магистрали Свердловск-Синарская Вторая поставил вопрос о его необходимости. В начале 50-х деревянный мост был восстановлен с прекрасной деревянной лестницей на Калуху, на которой были оборудованы площадки с лавочкам для отдыха и обзора. Мальчишками мы бегали по этой лестнице кто быстрее поднимется вверх. Я уже не помню сколько было ступенек в ней, но где то около двухсот. Мост нас интересовал меньше.
В начале 60-х деревянный мост сломали и на его месте появился красивый бетонный мост который должен был выполнять судя по его конструкции еще и функцию небольшой плотины. Стойки его поперек реки соединял бетонный бьеф призванный обеспечить небольшой подъем воды и образовать как бы небольшой каскад от плотины до моста и тем самым облагородить не только вид на завод, но и саму старинную набережную Последнюю предварительно расширили за счет сноса старого здания бывшей артиллерийской приемки, в которой еще до революции размещался поселковый театр или как тогда его официально называли - Клуб любителей театрального искусства, в 20-х стараниями бывшего чекиста Якова Прокопьева переведенный в реставрированное им же здание бывших провиантских складов.
Мысль сделать таким путем набережную была хороша, но то ли ложе самого каскада не почистили и отсып грунта под нижний бьеф не выровняли по уровню, но случившееся года через два - три года половодье полностью снесло бетонное чудо. Остатки его до сих пор лежат под полотном нынешнего уже современного моста. Скорее всего здесь сыграло другое обстоятельство, на площадке у Шлагбаума выстроили новое здание ГК КПСС и городское начальство начало постепенно покидать старый Каменск. О проекте набережной вместе с мостом попросту забыли. Вновь восстановили деревянный мост и спустя некоторое время построили нынешний.
|
|