Мосты в поселке
   Каменский Заводъ

 

    За всю история Каменска мостов в нем считая и временные было около 12. По крайней мере это те что мне известны  или которые я видел.  Они рождались и умирали вместе с эпохой или необходимостью в них. Некоторые из них были капитальные и о них мы расскажем справа в продолжении темы, другие временные, как правило это мосты подвесные маленькие многократно подвергаемые перестройке и ремонту от которого облик их часто менялся. Расскажем сначала о них.

    


Я не претендую на полное освещение темы и расскажу о наиболее известных из них, которые я видел или знал по истории поселка, при мне уже города, это:

1. Подвесной мост через Каменку в районе Нового Завода

История его  неизвестна и появился он скорее всего после строительства и пуска в 1932 году железнодорожной ветки  Свердловск - Синарская Вторая и начала строительства трубочно завода им Кабакова (СинТЗ). Вряд ли до этого в этом районе были какие либо мосты, перейти Каменку в этих местах чуть выше по течению в то время  можно было по камням, практически не замочив ноги. Мост достаточно длинный и с большим уклоном к западу.



2. Подвесной мост через Каменку в районе Ж.Д. моста

Он так же мало изучен. Неизвестен и год его сооружения. По рассказам старых жителей Ленинского поселка ранее он был ниже по течению в районе лодочной станции СинТЗ. Устанавливался он для работников Мостоотряда которые строили в начале 30-х железнодорожный мост под первую колею железной дороги Свердловск-Синарская Вторая.  Мостоотряд располагался на большой поляне на левом берегу Каменки.   По нему жители Ленинского добирались на работу в Мостоотряд и на СинТЗ. Лишь позднее где то в 50-х в связи со строительством второй колеи железной дороги его перенесли ближе к железнодорожному мосту. В районе лодочной до сих пор среди камыша торчать остатки его металлических элементов. 


3. Мост через Каменку в районе бывших провиантских складов

Это наиболее старый мост в поселке. судя по схемам и старинным гравюрам он существовал "всегда" т.е. с момента основания поселения.

    Пишу "всегда" в кавычках, т.к. почти на всех старинных планах он отмечен. Был он деревянный пешеходный ,при каждом половодье его сносило, но его каждый раз восстанавливали, т.к. по нему велось прямое сообщение с Байновской горой и Калухой и главное по нему в старые времена шла на работу на чугуно-литейный завод  вся восточная часть поселка. "Западники" добирались на работу через плотину.

     Был правда период когда мост определенное  время не существовал. Скорее всего это период конца 40-х. Есть фото 1949 года и на нем моста нет. Скорее всего вспомогательные цеха  УАКа начавшие разгром старого завода в 30-х к этому времени съехали с его территории, а коммуникационные службы СинТЗ  еще не довершили разгром завода, который к концу 40-х превратился в простые мастерские ширпотреба, поэтому и мост был никому не нужен.

    Однако рост Трубного поселка и перспектива выхода его на южную сторону железнодорожной магистрали Свердловск-Синарская Вторая поставил вопрос о его необходимости. В начале 50-х деревянный мост был восстановлен с прекрасной деревянной лестницей на Калуху, на которой были оборудованы площадки с лавочкам для отдыха и обзора. Мальчишками мы бегали по этой лестнице кто быстрее поднимется вверх. Я уже не помню сколько было ступенек в ней, но где то около двухсот. Мост нас интересовал меньше. 

     В начале 60-х деревянный мост сломали и на его месте появился красивый бетонный мост который должен был выполнять  судя по его конструкции еще и функцию небольшой плотины. Стойки его поперек реки соединял бетонный бьеф призванный обеспечить небольшой подъем воды и образовать как бы небольшой каскад от плотины до моста и тем самым облагородить не только вид на завод, но и саму старинную набережную Последнюю предварительно расширили за счет сноса старого здания бывшей артиллерийской приемки, в которой еще до революции размещался поселковый театр или как тогда его официально называли - Клуб любителей театрального искусства, в 20-х стараниями бывшего чекиста Якова Прокопьева переведенный в реставрированное им же здание бывших провиантских складов.

Мысль сделать таким путем набережную была хороша, но то ли ложе самого  каскада не почистили и отсып грунта под нижний бьеф не выровняли по уровню, но случившееся года через два - три года половодье полностью снесло бетонное чудо. Остатки его до сих пор лежат под полотном нынешнего уже современного моста. Скорее всего здесь сыграло другое обстоятельство, на площадке у Шлагбаума выстроили новое здание ГК КПСС и городское начальство начало постепенно покидать старый Каменск. О проекте набережной вместе с мостом попросту забыли. Вновь восстановили деревянный мост и спустя некоторое время   построили нынешний.

 


 

 

     
   Читать
в продолжение темы!
 
Нажать на указатель
Бродовской мост


 
Байновский мост через Исеть
Байновский мост в воспоминаниях о его истории

Мост через Каменку в городе 1903 года

 

Ж.Д мост через Каменку 1932 года

Ж.Д. мост через Исеть 1913 года
Временный мост через Исеть в селе Волково
Ж.Д. мост Росновского
через Исеть