18:59
Забытый командир 6 Каменской роты полка Красные Орлы.

Историческая справка

 

      Сегодня,  из горы исторического шлака советского периода понемногу появляются не приукрашенные, а подлинные слои нашей истории того сложнейшего периода Гражданской войны. Появляются и реальные фамилии деятелей того периода, по каким то причинам или забытые или по политической коньюктуре того периода подлежащие такому забвению. Историю делают люди и не их вина, что позднее уже иные лица пришедшие на их смену пишут саму историю, в которой уже нет первых, а на первый план выходят пишущие вторые, а то и третьи.

       Так случилось с первым председателем Комитета общественного спасения Каменского завода горным инженером Якоревым, замененного в последствие на несколько эфемерный и общий образ каменского доктора Скворцова, который остался в истории завода как некий "путаник" так и не определившийся с кем он. Хороший человек, но не наш и в нашу историю не вписывается. Поэтому и остался в каменской истории он только как хороший человек которого случайно расстреляли в тридцатых на Золотой горе. Его судьбе последовал и первый фактический управитель Каменского завода периода Февральской революции и Гражданской войны Николай Жебелев а впоследствии заместитель главного инженера Синарского трубного завода упокоенный там же на этой  горе.

         Зато на историческую сцену и в литературу о самом заводе того периода хлынули многочисленные и организованные отряды каменских рабочих под руководством Василевского, Яковлева, Головина, Подпорина, Жукова, Бургетова. К сожалению из всего этого списка единственным каменским отрядом был отряд Федора Головина созданный на базе каменской рабочей дружины в октябре 1917 года и ушедший на Дутовский фронт в феврале 1918 года и позднее растворившийся в 8 полку 30 дивизии. Отряд знаменит не только боями в дивизии Блюхера под Кунгуром, но и участием в обеспечении перевозки Н.Н. Яковлевым царской семьи из Тобольска в Екатеринбург.
      Остальные отряды были первоначально и  в основном сформированы из рабочих Камышлова под руководством уездных военных комиссаров и направленных в район Каменского завода и Катайска в середине 1918 года. К ним относятся отряды Леонида Василевского,Николая Яковлева, Петра Подпорина, Федора Жукова. Они не были каменскими рабочими и название "каменские" получили только ввиду того что в 1918 году по распоряжению штаба Шадринского фронта в Каменске был открыт фронтовой мобилизационный пункт под руководством шадринского большевика Истомина. Располагался штаб на Синарской-1 в единственном двухэтажном доме, который в тридцатых стали звать "белым домом".

   Однако было бы ошибкой считать, что жители Каменского завода не принимали участие в формировании этих отрядов и в их боевых действиях. Они были и участвовали, но как правило их были единицы не связанные напрямую с основным производством и попавшие под объявленную тогда мобилизацию. В основном это были жители окрестных деревень и сел, мельниц и поселковых фабрик.
      26 июля 1918 года в Каменский завод из Катайска прибыло крупное воинское формирование - отряд Петра Никитича Подпорина составленный в основном из крестьянских дружин Катайской волости. Отряд находился в стадии формирования объединяемых дружин в воинский полк, однако к моменту  прихода в Каменск он насчитывал всего 4 роты. С собою отряд привез тело трагически погибшего политического руководителя будущего полка Поликарпа Ведерникова. Обстоятельства его смерти до сих пор не выяснены. Уже после войны бытовала версия, что погиб Поликарп от случайного выстрела, когда лег отдыхать. Кто выстрелил, из чего, судьба стрелявшего - неизвестны. Пуля пробила дощатую перегородку в избе  и попала в лежащего.   
        Естественно, что тогда смерть его выдали как выстрел классового врага и торжественно захоронили тело перед входом в Спасо-Троицкий собор, но захоронили в такой спешке, что  спустя несколько лет поселковая партийная  организация возглавляемая тогда Яковом Прокопьевым не озаботилась вопросом кто же там захоронен?  Приняли решение - найти!  Сохранился протокол этого решения, но нашли ли имя или само тело документы об этом молчат. Ведь немудрено было и не знать кто там упокоен в той эвакуационной суматохе когда многочисленные отрядные командиры действовали каждый по своему. усмотрению. Да и найти было трудно. По рассказам стариков вошедшие в поселок белые выкопали тело и куда его дели неизвестно. Вряд ли они его предали кладбищенскому захоронению, но тем не менее в начале 20-х перед входом в собор появился памятник говорящий о том, что здесь похоронен политрук полка Красных орлов Поликарп Ведерников.
      Автору в 1964 году довелось быть при раскопках этой могилы  и вроде бы из нее что то доставали, но уже после перезахоронения упорно пошел слух что могила была пуста, увидеть же останки вблизи не довелось, близко к раскопу не подпускали. Будущие исследователи, я думаю, поставят точку в этом вопросе, документы Горисполкома 1964 года связанные с перезахоронением бойцов Красных орлов в архиве имеются, хотя сам акт вскрытия вряд ли сохранился.
      Полагаться на воспоминания современников даже если они документально оформлены всегда трудно ибо человек субъективен в своих оценках. Так уже в начале 10-х годов уже нынешнего века один из старожилов Каменска уверял меня, что рядом с могилой Ведерникова была захоронена после Гражданской войны еще одна ее жертва - Таисия Полухина. Так самая которая то ли шила знамя полка, то ли одежду для красноармейцев и за это убитая белыми при их отступлении. Однако  следов второй могилы при расчистке площадки перед входом в собор на глубину полтора два метра в преддверии 300 летия города не обнаружено. Да и отнести ее к жертвам белой банды вряд ли получится. Ее тело нашли в районе старой Николо-Павловской шахты и убийцы не были установлены. Она вполне могла стать жертвой уголовного преступника. 

Категория: Исторические справки | Просмотров: 234 | Добавил: nebel23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
00000
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: