16:22
Старые улицы старого Каменского завода
        

       До середины 19 века поселок Каменский завод официальных улиц не имел. Граждане определялись по местности их проживания: Калуха, Бараба, Воронежье, Байновская гора, Гнилой угол. В конце 19 века по мере заселения появляется Наземка. Но все названия существуют только в обиходе. Особой необходимости в детализации поселка не было.  Вся доставка официальной переписки осуществлялась гонцами, а позднее фельдъегерями на заводской адрес. Местожительство конкретного лица здесь определялось по схемам земельных участков, которые велись в заводоуправлении. В связи с крестьянской реформой 1861 года и участием России в 1874 году в создании Всемирного почтового союза и тем самым вовлечение граждан в систему почтовой переписки появилась необходимость в более детальной адресации гражданского населения. Занимались этим на местах земства и волостные правления, в центре почтовые и телеграфные ведомства были объединены в системе МВД. Кстати, первая почтовая марка появилась в России в 1857 году, хотя зачатки и понятия почтовой связи в России существовало еще при Иване Грозном.

      К концу 19 века почтовой связью была охвачена почти вся Россия, что поставило вопрос о необходимости более детальной адресации жителей через введение наименования улиц и номеров, теперь уже не земельных участков,  а номеров домовладений или домов на конкретной улице. Такая система начала вводиться в второй половине 19 века, однако успешно она действовала лишь на уровне уездов и крупных волостей. В селах, деревнях и поселках как правило данная адресация отсутствовала. К великому сожалению не коснулось это и поселка Каменский завод. Судя по сохранившимся документам  перед революцией в поселке было две официальные улицы: Московская и Новая. Однако судя по восстановленной музеем карте в конце 19 века существовали и неофициальные обиходные названия улиц.  Нынешняя ул.Ленина называлась Большая Московская,  нынешняя Коммунаров звалась Большая Московская Набережная, нынешняя Красных орлов звалась Верхняя позднее Верхняя-Новая , еще позднее Новая. Нынешняя Розы Люксембург звалась Первая Исетская улица. Нынешней ул.Урицкого не было, а местность звалась Наземкой.  Нынешняя ул.Пионерская называлась Новопорядковая. В районе Гнилого угла было две крупные улицы – которые назывались по усадьбам известных семей или отдельных  личностей видимо живших там. Например нынешняя ул.Красной Зори называлась Комогорцевской, а ул.Луначарского – Выходцевской.

Идентичное положение было и на левом берегу пруда в районе Барабы. Нынешней прямой дороги от плотины не было и дорога называлась Синарской дорогой или трактом, и шла она после плотины влево на нынешнюю ул.Советская, которая до революции звалась 2-я Барабинская. Выше 2-й Барабинской была ул.3-я Барабинская. Это нынешняя ул. Прокопьева, она пересекала Синарскую дорогу и переходила в нынешнюю ул.Кирова. Проехав по 2-й Барабинской по безымянному переулку поднимались на 3-ю Барабинскую и по ней повернув вправо выезжали на Синарский тракт. Ниже 2-й Барабинской к пруду находилась нынешняя улица Маяковского звавшаяся тогда 1-я Барабинская. Еще ниже вдоль пруда была ул. Барабинская Набережная. Это нынешняя ул. Ст.Разина.

 После революции до войны  ул.Кирова называлась ул.Металистов и проходила через Калуху от Синарской дороги до Байновской горы.  Сегодня мало кто знает, где находилась Байновская гора, название это ныне утрачено.  Располагалась гора слева от Вороняцкой горы (Воронежье) на самом повороте реки Каменки. Названа гора по имени мастерового Байнова имевшего усадьбу на этой горе. Это был самый кратчайший пеший путь к появившемуся в 1913 году железнодорожному посту «Синарская – 2». Путь утратил свое значение с благоустройством в конце 50-х Вороняцкого оврага по которому ныне осуществляется движение автотранспорта от старой части города до Шлагбаума (ДК Юность).

Интересно, что после революции к началу 30-х годов  все четыре барабинские улицы переименовали. Так Барабинская Набережная стала улицей С.Разина, 1-я Барабинская стала зваться Уральские бугры, 2-я Барабинская стала Советской, 3-я Барабинская на отрезке от западного ее начала до примыкания к ул.Металистов стала Рабоче-крестьянской. Скорее всего, это были первые официальные переименования.

По мере застройки поселка Трубников, кстати улиц там не было, а были квартала, назрела необходимость  определить его улицы. По проекту генплану 1947 года там определялись улицы: Клубная (ныне Беляева), Средняя (ныне Бажова), Южная (ныне О.Кошевого), а нынешняя ул.К.Маркса в пределах Трубного до переезда планировалась как ул.Восточная. За переездом в сторону плотины был пустырь и начинались дома Барабы вдоль бывшей Синарской дороги. Иногда дорогу называли Синарским трактом. В последствие в конце 50-х начале 60-х  после начала застройки Трубного за переездом  появится название ул.К.Маркса. Исчезнет Восточная и Синарский тракт уступив им новое название ул.К. Маркса. Это было примерно во второй половине 50-х когда старую дорогу с плотины на Трубный спрямили через бугор.
Еще ранее в 1934 году в нынешнем Заводском поселке существовали улицы Володарского (ныне Озерная), 8-го Марта (ныне ул.Кузнецова), Розы Люксембург (ныне Допризывников) Максима Горького (не сохранилась), Урицкого (не сохранилась).

 
Просмотров: 1299 | Добавил: nebel23 | Теги: местность вокруг каменского завода, Каменский завод, старый каменский завод, улицы каменского завода | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 voland12000 • 10:39, 03.02.2020 [Материал]
Уважаемый автор, а расскажите подробнее про Синарский тракт. Откуда такое название? С какого времени известен? Где начало, где конец? Просто впервые услышал такой топоним и стало очень интересно
00000
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *: